ЛАБОРАТОРИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ
официальный сайт

THE LABORATORY
OF MUSICAL SEMANTICS
official website


Главная
О Лаборатории
Научная школа
Библиотека
Наши партнёры
Награды и достижения
О нас пишут




Российский журнал 
"Проблемы музыкальной науки" 

(входит в Перечень журналов,
рецензируемых ВАК)


Сайт журнала
http://journalpmn.com




Сайт "Креативное обучение в ДМШ"
creative-dmsh.ucoz.ru




Обратная связь

E-mail отправителя *:
Текст сообщения *:


Об учебном предмете
«Введение в  специальность «Музыковедение»


Развитие креативного мышления – одна из важнейших задач современной системы воспитания и образования. Во всех без исключения звеньях профессиональной подготовки специалистов объективно существует  социальный заказ на талантливую личность с развитым воображением. Сущность такого рода мышления, в отличие от механистического, работающего по готовому стереотипу, можно определить через навык самостоятельного критического анализа ситуации, умение строить собственную "модель мира" путём комбинирования и трансформации готовых элементов. Лозунг Э.В. Ильенкова "школа должна учить мыслить", продолженный и развитый в концепциях философов – представителей направления теории творчества, – убеждает в необходимости признания позиции: талант формируется в онтогенезе[1].

Достижения в области психофизиологии, философии и педагогики подтвердили идею целенаправленного воспитания талантливой личности, превращения стихийного процесса творчества в управляемый процесс. Независимо от профиля конкретной избранной профессиональной деятельности и будущей специализации любой обучающийся должен быть поставлен в условия, объективно и неизбежно формирующие творческое мышление.

Основой развития таланта в любой области знания, таким образом, должна стать вариативная и мобильная способность к решению проблемных задач, понимаемая не узкопрофессионально, как набор знаний (теория) и стереотипов поведения в конкретной ситуации (практика), а как универсальная способность к творческой деятельности. Все перечисленное связано с современной задачей инновационного развития, включения инноватики в образовательный процесс. 

В сложившейся системе академического музыкального образования музыковед, завершивший полный курс вузовского обучения, далеко не всегда оказывается подготовленным к подобной продуктивной творческой деятельности, несмотря на приобретаемую им углублённую специализацию.

Причины кроются как в несовершенстве многих звеньев учебного процесса, тормозящих развитие воображения и мышления, так и в несовершенстве системы отбора будущего контингента. К примеру, в  периферийных вузах, куда поступают выпускники среднего звена, студенты обладают определённым запасом знаний, но не всегда имеют устойчивую творческую мотивацию  – главное условие полноценной деятельности в сложном комплексе музыковедческих специализаций.

Вместе с тем, существует масса возможностей оптимизации процесса воспитания, постановки талантливого мышления музыковедов уже в стадии начального периода вузовского обучения, в том числе,  и в предмете "Введение в музыкознание".

Результаты обучения показывают, что решение задачи постановки мышления, а затем целенаправленное развитие его творческих и диалектических качеств должны концентрироваться в отдельном комплексе предметов, выполняющих специальную методологическую функцию в направлении ведущей идеи – развития талантливого мышления[2].

Задача постановки мышления музыковеда не должна носить стихийный характер. Планомерное её достижение может осуществляться в конкретных дисциплинах: "Введение в музыкознание", «Методология музыкального анализа», «Музыка как вид искусства», «Теория музыкального содержания», «Поэтика и семантика музыкального текста», «Чтение музыкального текста», «Ансамблевое музицирование» и др. Именно эти дисциплины в нашем (и ряде других вузов) способны выполнить и выполняют установочную функцию творческой активной мотивации и закладывают универсальные навыки мышления для будущей полноценной профессиональной деятельности.[3]

Преимуществом перечисленных предметов инновационного профиля  является то, что они не зависят от специфики специализации и от конкретной будущей деятельности, – к примеру, лектора, критика, педагога, исследователя, работника музея или редактора. Они призваны сформировать основные универсальные навыки будущей творческой деятельности – те способы и приёмы профессиональной работы, которые необходимы музыковеду в любой области его полифункционального труда. Предметы инновационного комплекса несут основную методологическую нагрузку, меняя парадигмы музыковедческого исследования в направлении гуманитарной составляющей, делая приоритетом изучение музыкального содержания.

Весьма результативно задача освоения навыков будущей творческой деятельности и постановки мышления осуществляется в УГАИ на кафедре теории музыки в предмете "Введение в специальность «Музыковедение» [4]. Его цель – единство воспитания и самовоспитания талантливого мышления на основе приобретения практических навыков аналитической и исследовательской работы музыковеда. Такие навыки организуются через серию специально подобранных упражнений, интенсивных методик развития воображения и креативных технологий взаимодействия с музыкальным текстом, внедрения деловых и ролевых игр, заданий на развитие памяти, логики, наблюдательности, внимания и т.п.

Содержание предмета "Введение в специальность «Музыковедение" составляют 3 раздела:

I. «Модели»  профессиональной деятельности  и новые специализации музыковедов.

II. Основы профессиональной музыковедческой деятельности.

III. Актуальные проблемы теоретического и исторического музыкознания.



[1] См.: Семёнов С.Н. Принципы построения общей теории творчества. VI семинар по проблемам методологии и теории творчества. Симферополь, 1984, С. 29 – 32.

[2] Эксперименты по перестройке учебного плана и разработка ряда спецкурсов специальности "Музыковедение" проводились и проводятся в Уфимской государственной академии искусств с 1983 г. Основные принципы перестройки обучения первоначально были изложены в статье: Шаймухаметова Л.Н., Танкелевич Е.Л. "Воспитывать творческое мышление", опубликованной в журнале "Советская музыка" 1988 г. № 9. – С. 101-111.

[3] См. авторские инновационные Программы для вузов: В.Н. Холопова. «Теория музыкального содержания». - М., 2010 г.; Л.П. Казанцева. «Основы теории музыкального содержания». - Астрахань, 2001; Л.Н. Шаймухаметова. «Поэтика и семантика музыкального текста». - Уфа, 2011; «Современные музыкально-педагогические системы», Уфа, 2005; «Основы музыкального интонирования». Уфа, 2005.

[4] Предмет преподавался в УГАИ в течение первых двух недель по тематическому графику (см. приложение) с нагрузкой 3 – 4 часа в день в объёме часов типового учебного плана, с выключением других специальных и общепрофессональных дисциплин на период прохождения этого курса.

Copyright © 2010-2017 Лаборатория музыкальной семантики
Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 14, комн. 1-26

Телефон: +7 (347) 272-49-05

E-mail: lab234nt@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz