Инноватика в музыкальном образовании
Учебно-методические пособия
Грошева С. Е. Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио: Учебное пособие для первых классов ДМШ. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2005. – 67 с., нот. (см. подробнее)
Кильдиярова А. Г. Стихи на уроках сольфеджио: Методическая разработка / Уфимская государственная академия искусств: Лаборатория музыкальной семантики. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2003. – 75 с., нот. (см. подробнее)
Фёдорова Л. И. Весёлое сольфеджио: Учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2003. – 88 с., нот. (см. подробнее)
Шаймухаметова Л. Н., Исламгулова Р. Х. Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – 160 с., нот., ил. Шаймухаметова Л. Н., Кириченко П. В. Интонационные этюды в классе фортепиано: Учебное пособие. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2002. – 127 с., нот. (см. подробнее).
Шаймухаметова Л. Н. Учимся по «Букварю»: Методические рекомендации к учебному пособию «Музыкальный букварь в играх, картинках, загадках» (с поурочной разработкой) для начальных классов ДМШ. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ; РИЦ УГАИ им. З. Исмагилова. – 64 с. (см. подробнее).
Шаймухаметова Л. Н., Кириченко П. В. Интонационные этюды в классе фортепиано: Уч. пособие Уфа: Лаб. муз. семантики УГИИ, 2002. – 125 е.: нот. (см. подробнее).
Шаймухаметова Л. Н., Юсуфбаева Г. Р. Инструктивные сочинения И. С. Баха для клавира в практике обучения творческому музицированию. Опыт реконструкции старинного уртекста. – Уфа: УГИИ, 1998. – 122 с., нот., ил. (см. подробнее)
Учимся аранжировке / Рабочая тетрадь для младших классов ДМШ. – Вып. 2. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2011 / Сост. Д. Ю. Рыманова. – 11 с., нот. (см. подробнее)
Учимся аранжировке / Рабочая тетрадь для младших классов ДМШ. – Вып. 3. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2011 / А. А. Исламова. – 13 с., нот. (см. подробнее)
Учимся аранжировке / Рабочая тетрадь для младших классов ДМШ. – Вып. 4. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2011 / М. Н. Ковалёва. – 15 с., нот. (см. подробнее)
II. Мои первые транскрипции
Нескучные этюды: Методическая разработка для младших и средних классов ДМШ / Серия «Мои первые транскрипции». – Вып. 1. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2011 / Сост. А. Р. Баймухаметова, Насырова А. А. – 11 с., нот. (см. подробнее)
Мулюкова Т. Р. Мои первые транскрипции: Методическая разработка для ДМШ / Серия: «Мои первые транскрипции». – Вып. 2. –Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2011 / Т. Р. Мулюкова. – 11 с., нот. (см. подробнее)
III. Занимательная инструментовка
Шаймухаметова Л. Н. «Занимательная инструментовка» в фортепианном классе ДМШ. Вып. 4. Гайдн. «Чудо-симфонии»: учебно-методический комплект для младших и средних классов ДМШ / Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2011 / Л. Н. Шаймухаметова. – 17 с., нот., ил., аудио, видео-приложение, пазлы (см. подробнее)
Шаймухаметова Л. Н. Маскарад и карнавал. Моцарт. «Турецкое рондо», 3-я часть Сонаты Ля мажор, № 11: учебно-методический комплект. Исполнительский сценарий для двух фортепиано с аудио и видео-приложением для средних и старших классов ДМШ (фортепиано, музыкальная литература) / Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2012 / Л. Н. Шаймухаметова. – 26 с., нот., ил. (см. подробнее)
Данилова Я. Ю. «Занимательная инструментовка» в фортепианном классе ДМШ. Вып. 1. Моцарт. Тембровые диалоги: методическая разработка для младших и средних классов ДМШ / Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2011 / Я. Ю. Данилова. – 16 с., нот., ил., (см. подробнее)
Мингажев А. А. Занимательная инструментовка в фортепианном классе. Выпуск 3. Вертикальные и горизонтальные диалоги в пьесах Бетховена: Методическая разработка для младших классов ДМШ / Серия: Занимательная инструментовка. – Вып. 3. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2011 / А. А. Мингажев. – 12 с., нот., аудио-приложение (см. подробнее)
Пискова Е. А. «Занимательная инструментовка» в фортепианном классе. Бетховен / Методическая разработка для младших и средних классов ДМШ / Серия: Занимательная инструментовка. – Вып. 2. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2011 / Е. А. Пискова. – 13 с., нот. (см. подробнее)
IV. Если бы редактором был я...
Серия «Если бы редактором был я...» / Рабочая тетрадь для младших классов ДМШ. – Вып. 1 – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2011 / О. Н. Тихонова. – 13 с., нот., ил. (см. подробнее)
Методические разработки
Алексеева И. В. Мелодия и орнамент. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2004. – 19 с., нот.
Репина Н.В. Идёт репетиция старинного оркестра... Интонационные этюды и ролевые игры в классе фортепиано. – Вып.1 Методики творческого музицирования под редакцией Л. Н. Шаймухаметовой. – Уфа, 1998. – 25 с., нот.
Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио. Вып. I. Интонационные этюды и ролевые игры: Методическая разработка. – Уфа, 1998. – 16 с.
Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио. Вып. II. Стихи на уроках сольфеджио: Методическая разработка. – Уфа, 1999. – 16 с.
Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио. Вып. III. Семантика на уроках сольфеджио: Методическая разработка. – Уфа, 1999. – 16 с.
Шаймухаметова Л. Н., Исламгулова Р. Х. Весёлые интервалы: Учебные тетради для ДМШ в 6 вып. – Вып. 6. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ. 2003. – 20 с., нот., ил.
Шаймухаметова Л. Н., Исламгулова Р. Х. Динамические превращения звука: Книжка-раскраска для начинающих музыкантов. – Уфа, 1998. – 16 с., нот., ил.
Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Звук, ритм и фантазия: Учебная тетрадь. – Уфа, 1997. – 19 с.
Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Звуковые краски музыки: Учебная тетрадь. – Уфа, 1997. – 19 с.
Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Лесная школа профессора Жирафа. Диалоги-игры в устной музыкальной речи: Учебные тетради. – Уфа, 1998. – 15 с.
Шаймухаметова Л. Н. «Занимательная инструментовка» в фортепианном классе ДМШ. Вып. 4. Гайдн. «Чудо-симфонии»: учебно-методический комплект для младших и средних классов ДМШ / Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2011 / Л. Н. Шаймухаметова. – 17 с., нот., ил., аудио, видео-приложение, пазлы (см. подробнее)
Шаймухаметова Л. Н. Маскарад и карнавал. Моцарт. «Турецкое рондо», 3-я часть Сонаты Ля мажор, № 11: учебно-методический комплект. Исполнительский сценарий для двух фортепиано с аудио и видео-приложением для средних и старших классов ДМШ (фортепиано, музыкальная литература) / Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2012 / Л. Н. Шаймухаметова. – 26 с., нот., ил. (см. подробнее)
Программы
Шаймухаметова Л. Н. Введение в специальность «Музыковедение»: Программа для музыкальных вузов, Уфа, 2011. (см. подробнее).
Шаймухаметова Л. Н. Основы музыкального интонирования: Программа для фортепианных отделений консерваторий. Уфа: РИЦ УГИИ, 1998.–72 с. (см. подробнее).
Шаймухаметова Л. Н. Современные музыкально-педагогические системы : Программа для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение». – Уфа, 2003. (см. подробнее).
Шаймухаметова Л. Н. Программа по предмету «Сольфеджио» для ДМШ (первый год обучения).- Уфа: Уфимская гос. академия искусств им. З. Исмагилова / Лаборатория музыкальной семантики. – Уфа, 2005. (см. подробнее).
Статьи
Алексеева И. В., Башарова И.Р. Фортепианная музыка для детей С. Губайдулиной // Ядкяр / Сб. научн. тр. АН. РБ. – Уфа, 2003. – Вып.4.– С. 22 – 30.
Асфандьярова А. И. Интонационная лексика как проблема артикуляции фортепианных сонат Гайдна // Историко-теоретические проблемы музыкознания / Сб. науч. тр.: РАМ им. Гнесиных, УГИИ. – Вып. 156. – М., 1999.
Асфандьярова А. И. Исполнительское воплощение образов пасторали клавирных сонат Гайдна // «Музыкальное содержание: современная научная интерпретация» / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, 2006.
Асфандьярова А. И. О некоторых способах воплощения образов пасторали в финалах фортепианных сонат Гайдна // Музыкальный текст и исполнитель / Сб. статей // Отв. ред.-сост. Шаймухаметова Л.Н. – Уфа: Лаборатория муз. семантики УГАИ, 2004.
Асфандьярова А. И. О роли семантического анализа в осмыслении исполнителем авторского текста (на примере клавирных сонат Гайдна) // Материалы международной конференции «Музыкальная педагогика: теория и практика», – Уфа, 2006.
Асфандьярова А. И. Семантический анализ и проблемы исполнительского интонирования (на примере фортепианных сонат Гайдна) // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2005.
Баязитова Д. И. Категории музыкального содержания и их разработка в отечественном музыкознании (научный и педагогический аспекты) // Музыкальное содержание: наука и педагогика: статьи и материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. Уфа, 26-30 апреля 2004 г. / отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. – С. 551-557.
Баязитова Д. И. О семантической связи заголовка и смысловых структур музыкального текста (на примерах пьес детского фортепианного репертуара) // Проблемы музыкальной науки 2008, № 1. (скачать)
Гордеева Е. В. Сюжетно-ситуативный знак «ансамбля солистов» и его лексикография в клавирных сочинениях И.-С. Баха // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: Сборник статей Всероссийской научной конференции 6–9 апреля 2009 года / ГКА им. Маймонида. – Москва, 2009.
Гордеева Е. В. Тембровая вариативность и акустические образы музыкальных инструментов в «quasi-партитуре» клавирных произведений И.-С. Баха // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сборник статей по материалам Второй Международной научной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» 13-14 ноября 2008 года / Гл. ред. – Л. В. Саввина. – Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. – 332 с., с. 93–97.
Данилова Я. Ю. Смысловые структуры в тексте фортепианных сонат Моцарта // Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона / ПГК им. А. К. Глазунова. – Петрозаводск, 22–25 апреля 2010. – С. 334 – 341.
Кириченко П. В. Семантические аспекты работы с музыкальным текстом в классе общего фортепиано // Историко-теоретические проблемы музыкознания: Межвуз. сб. ст. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1999. – Вып. 156;
Кириченко П. В. Творческое взаимодействие пианиста с клавирным текстом барокко // Музыкальный текст и исполнитель: Сб. ст. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004.
Кириченко П. В., Шаймухаметова Л.Н. «Театральный диалог» в классической музыкальной теме // Музыкальный текст и исполнитель: Сб. ст. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004.
Кузнецова Н. М. К проблеме творческого взаимодействия исполнителя с музыкальным текстом (на примере старинного клавирного уртекста) //Музыкальное содержание: наука и педагогика / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 26-29 апреля 2004г. /Отв. ред.-сост. Л.Н. Шаймухаметова. – УГАИ: Лаборатория музыкальной семантики. – С. 260-271.
Кузнецова Н. М. Нетрадиционные формы работы над полифоническими произведениями И. С. Баха в классе фортепиано // Музыкальное содержание: наука и педагогика / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 26-29 апреля 2004г. / Отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. – УГАИ: Лаборатория музыкальной семантики. – С. 584-593.
Кузнецова Н. М. Нетрадиционные формы работы над полифоническими произведениями И.С. Баха // Художественный мир музыкального произведения: /Межвуз. сб. ст. - Сост. и отв. ред. Л.Н. Шаймухаметова. - УГИИ: Лаборатория музыкальной семантики Уфа, 2001. - С.28-41.
Кузнецова Н.М. Семантика музыкального диалога в пьесах «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» // Проблемы музыкальной науки 2007, № 1. – С. 249–257.
Мингажев А.А. Креативные возможности композиторской техники в жанрах бытового музицирования на примере фортепианных пьес Бетховена // Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона / ПГК им. А. К. Глазунова. – Петрозаводск, 22–25 апреля 2010. – С. 349 – 356.
Репина К. Н. Клавирные сонаты Д. Скарлатти в ДМШ // Музыка прошлого и современность. Сб. статей / отв. Ред.-сост. Шаймухаметова Л.Н. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2010. – С. 32–38.
Шаймухаметова Л.Н. Креативное обучение на уроках сольфеджио // Как учить музыке одарённых детей. Мастер класс. Москва: Классика – XXI, 2010. С. 193 – 221.
Шаймухаметова Л.Н., Зиляева Г.М. Модификация темы любви как способ раскрытия образа лирического героя в вокальном цикле Э. Денисова «Страдания юности» // Смысловые структуры в музыкальном тексте: Сборник трудов: Выпуск 150 / РАМ им. Гнесиных, УГИИ; Отв. ред Л. Н. Шаймухаметова. – М., 1998. – С. 67–76. ISBN 5-7196-0389-1
Серия "В помощь слушателям ФПК"
Алексеева И. В. Интонационная лексика западно-европейского барокко (на примере бассо-остинатных жанров): Очерк – Уфимский гос. институт искусств: Лаборатория музыкальной семантики, 2001г. – 24 c., нот. (см. подробнее).
Асфандьярова А.И. О способах воплощения менуэта в фортепианных сонатах Гайдна: Очерк / УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, Факультет повышения квалификации. – Уфа: РИО УГИИ, 2002. – 32 с., нот. (см. подробнее).
Асфандьярова А.И. Образы пасторали фортепианной сонаты Гайдна (к вопросу исполнительского интонирования): Лаборатория музыкальной семантики, Факультет повышения квалификации. – Уфа: РИО УГАИ, 2005. – 24 с. (см. подробнее).
Асфандьярова А.И. Семантика и артикуляция образов пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна: Методическая разработка. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. – 24 с., нот. (см. подробнее).
Баязитова Д. И. Семантические фигуры пластической этимологии в тексте пьес детского фортепианного репертуара: Очерк. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики Уфимской гос. академии искусств им. Загира Исмагилова, 2007. – 39 с. (см. подробнее).
Гарипова Н.Ф. Интонационная лексика как способ воплощения национального в фортепианных произведениях башкирских композиторов.- Уфа: УГИИ. - Лаборатория музыкальной семантики. - с., нот. (см. подробнее).
Кириченко П. В. Интонационная лексика и артикуляция пластических и риторических фигур в клавирных сочинениях барокко / УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2002. – 24 с., нот. (см. подробнее).
Кириченко П.В. Интонационные этюды в классе общего фортепиано. - Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. - 23 с., нот. (см. подробнее).
Кривошей И.М. Вербальные компоненты в музыкальном тексте романсов Рахманинова. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. – 61 с. (см. подробнее).
Кривошей И. М. Пластические элементы композиторского текста романсов С. Рахманинова: Очерк / УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, Факультет повышения квалификации. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2002.- 16 с., нот. (см. подробнее).
Кузнецова Н.М. Нетрадиционные формы работы над полифоническими произведениями И.С. Баха в классе общего фортепиано: Методическая разработка. - Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. - 15 с., нот. (см. подробнее).
Музыкальная наука – педагогу-практику : учебно-методические материалы курсов повышения квалификации для преподавателей теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ, 27 февраля – 3 марта 2012 г. / сост., автор и рук. проекта профессор Л. Н. Шаймухаметова. – Уфа : РУМЦ Минкультуры РБ, 2012. – 75 с. (см. подробнее).
Тухватуллина Н. Л., Кириченко П. В. Структура и функции орнамента в музыкальном тексте фортепианных сонат Й. Гайдна: Очерк. - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2002. – 24 с., нот. (см. подробнее).
Шаймухаметова Л. Н. Диалоги-этюды в работе исполнителя с музыкальным текстом (на примере фортепианных произведений западноевропейских композиторов 17-18 вв.)- Методич. разр-ка.- Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2002. – 24 с., нот. (см. подробнее).