ЛАБОРАТОРИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ
официальный сайт

THE LABORATORY
OF MUSICAL SEMANTICS
official website


Главная
О Лаборатории
Научная школа
Библиотека
Наши партнёры
Награды и достижения
О нас пишут




Российский журнал 
"Проблемы музыкальной науки" 

(входит в Перечень журналов,
рецензируемых ВАК)


Сайт журнала
http://journalpmn.ru




Сайт "Креативное обучение в ДМШ"
creative-dmsh.ucoz.ru




Обратная связь

E-mail отправителя *:
Текст сообщения *:


О Лаборатории музыкальной семантики

На базе Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова функционирует Лаборатория музыкальной семантики, созданная в 2001 году по инициативе доктора искусствоведения, профессора Людмилы Николаевны Шаймухаметовой.

Лаборатория исследует проблему «Музыкальный текст и исполнитель», в которой разрабатываются технологии содержательного анализа и творческого взаимодействия исполнителя с музыкальным текстом. Одновременно выполняются задачи адаптации полученных научных результатов к практической деятельности педагогов разных звеньев образовательного процесса – от ДМШ до вуза.

В основе концепции практической семантики, которая позволила создать научную школу, лежит разработанная Л. Н. Шаймухаметовой техника семантического анализа, раскрывающая многие тайны смысловой организации музыкального произведения. Концепция и созданные на ее основе многочисленные методики работы с музыкальным текстом дают возможность подходить нетрадиционно к чтению и расшифровке смысловых структур музыкального текста, формировать у учащихся необходимые интонационно-образные представления, знание интонационной лексики и музыкального словаря разных эпох и стилей. Это закономерно отражается на характере и глубине восприятия исполняемых произведений, формирует креативные отношения исполнителя с музыкальным текстом. В работе лаборатории постоянно присутствуют два направления: теоретические и прикладные исследования.

Особое место в творческой деятельности лаборатории занимает «перевод» научных позиций музыкознания в области теории музыкального содержания на уровень детского восприятия. Большинство разработанных учебных и методических пособий имеют грифы министерств Российской Федерации и рекомендованы для использования в учебных заведениях профессионального и общего музыкального образования. Созданные Л.Н. Шаймухаметовой авторские программы («Основы музыкального интонирования», «Современные музыкально-педагогические системы», «Чтение музыкального текста» и учебные комплекты к ним), а также  инновационная  система изучения музыкального языка и

речи для начинающих музыкантов («Музыкальный букварь», «Музыкальная риторика», «Играем вместе с учителем», «Веселое сольфеджио», «Чтение музыкального текста»)  успешно применяются в музыкальных школах России, Германии, Австрии, США, Болгарии.

Лаборатория ведет плановую научно-исследовательскую деятельность, обеспечивая вклад в разработку фундаментальных исследований в области теории музыкального содержания и теории музыкального исполнительства.

Лаборатория является учебно-научной структурой: задействована в системе послевузовского и дополнительного образования (аспирантура, ФПК) в форме подготовки кандидатских и докторских диссертаций, курсов повышения квалификации, мастер-классов, конференций и семинаров.

Лаборатория участвует в учебном процессе, обеспечивая его методическую и методологическую направленность и привлекая студентов к научной работе (НСО, УИРС, спецкласс).

Сотрудниками лаборатории выполняется рецензирование научных работ, монографий, учебных пособий, оппонирование диссертаций, зав. лабораторией принимает участие в работе диссертационных советов. Лаборатория является базой российского центра развития инновационных технологий в области музыкального образования, является членом международной ассоциации ученых-музыковедов «Word and Music Studies», принимает участие в российских и международных конференциях, поддерживает контакты с российскими и зарубежными коллегами  в области междисциплинарных связей.

Лаборатория ведет плановую издательскую деятельность, которая осуществляется в различных типографиях, в том числе, в РИЦ УГАИ, на авторские и спонсорские средства, а также на основе договоров с организациями-заказчиками.

С 2008 г. Лаборатория выпускает ежеквартальный научно-методический вестник «Креативное обучение в ДМШ»  с целью адаптации новейших научных разработок к практической работе педагога – музыканта.

Лаборатория ведет просветительскую деятельность с целью внедрения инновационных технологий и популяризации нового научного направления, с выездом по городам России и в зарубежные страны.

Лаборатория музыкальной семантики была создана в Уфимской государственной академии искусств в 2001 как проблемная научно-исследовательская структура после защиты мною докторской диссертации «Семантические процессы в музыкальной теме» в Государственном институте искусствознания (2000 г., научный консультант М.Г. Арановский). В состав сотрудников лаборатории вошли вузовские учёные – профессора и преподаватели, а также аспиранты и слушатели курсов ФПК. Лаборатория объединяет штатных сотрудников, работающих на правах ВТК (временных творческих коллективов). Предметом наших коллективных разработок стали теоретический и практический ракурсы проблемы «Музыкальный текст и исполнитель», разрабатываемой на основе семиотического подхода. Одновременно выполнялись работы и готовились издания в области практической семантики. Последние направлены на создание технологий креативного обучения и творческого взаимодействия исполнителя с различными типами музыкального текста. Таким образом, лаборатория постоянно сочетает работу в двух областях науки: фундаментальной и прикладной.

 

Методология, результаты и перспективы выполнения коллективного проекта «Музыкальный текст и исполнитель»

 В области методологии анализа музыкального содержания, поиском  которой наука активно занималась всегда, ключевой проблемой продолжает оставаться  музыкальный текст как феномен мышления, языка и речи, что до сих пор служит основанием для применения семиотического подхода к его изучению. Музыкальный текст, с которым ежедневно работает и профессиональный музыкант, и начинающий свой путь в искусстве музыкант-любитель, современная наука, как известно, рассматривает с новых позиций – с точки зрения изучения законов смысловой организации. Этому способствуют не только междисциплинарные связи музыкознания со структурной лингвистикой и привлечение методов исследования других смежных наук, но и создание в последние годы собственных научных теорий  и методологий внутри самой музыкальной науки. Прежде всего, это теория музыкальноготекста, фундаментальные основания которой М.Г. Арановский заложил в своей книге «Музыкальный текст. Структура и свойства». Наряду со многими её достоинствами для нас особо привлекательной оказалась разработка важнейших дефиниций «текст и композитор», «текст и произведение», «нотный текст и музыкальный текст». Это и авторский метод тонологического анализа, созданный  М.Г. Арановским в процессе исследования теоретических основ мелодики. Он изложен в книге «Синтаксическая структура мелодии» (М.,1998). Метод был успешно применён нами  в исследовании различного типа тематизма, в частности при изучении орнаментальных структур инструментальных жанров барокко.  

Обе концепции оказались мощным стволом могучего дерева, из  которого  начали разрастаться и укрепляться ветви семиотического подхода, а именно – теоретические и прикладные разработки в области музыкальной семантики. Задачу скоординировать эти усилия взяла на себя названная лаборатория.

Известно, что за многие годы в музыкальной теории и практике сформировалась устойчивая традиция профессиональной работы с нотным текстом на основе грамматик и синтаксических норм музыкального языка. Отсутствие традиции структурно-смыслового анализа содержания музыки до сих пор сказывается и в профессиональном исполнительстве, и в педагогике – во всех звеньях музыкального образования, снизу доверху построенного на узкограмматической ориентации.

    В работе с музыкальным текстом до определенного времени помогала    концепция «выразительных средств музыки» и целостный анализ, ключевым понятием которого была «драматургия». В контексте целостного анализа Л. Мазеля и В. Цуккермана сложился ряд специфических категорий для описания произведения: мелодия, гармония, полифония, склад, фактура, интервал, лад, тональность и др. Все они, однако, наряду с анализом композиции, замыкают круг представлений о тексте на грамматике,  синтаксисе и музыкальной форме. При этом анализ собственно содержательных, смысловых компонентов,  как правило, подменяются словесно-ассоциативными, чувственно-интуитивными характеристиками – не всегда адекватными авторскому замыслу.

Одновременно возникла и другая проблема. Понятие семантики  в настоящее время – одно из наиболее популярных и широко распространившихся в науке, но вряд ли можно согласиться с чрезмерно широким его толкованием. Под семантикой мы склонны понимать, прежде всего, применение в отношении к тексту достаточно строгой аналитической процедуры – метода семантического анализа, направленного на расшифровку смысловых структур музыкального текста. Его содержание было первоначально изложено мною в кандидатской диссертации «Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы», подготовленной под руководством М.Г. Арановского и защищённой в 1994 г. в Москве в Государственном институте искусствознания. Подход к музыкальному тексту в этом случае подразумевал признание закономерности миграции устойчивых интонационных оборотов с закрепленными значениями (впоследствии обозначаемых музыковедами как лексемы, семантемы, семантические фигуры, сюжетно-ситуативные знаки). Выполняющие роль смысловых структур текста, в совокупности они образуют интонационную лексику, или «интонационный словарь» (Б. Асафьев), репрезентирующую предметный мир, человека, его действия, отношение к миру, события и образы искусства. Многие из них приобрели статус мигрирующих интонационных формул, «кочующих» из текста в текст в музыке разных жанров и стилей с сохранением исходных значений. Было установлено и показано на большом количестве примеров разных стилей, что формулы могут приобретать и новые значения, трансформируясь в контексте композиторских сочинений различных эпох.

Прямые (внетекстовые) и переносные (первичные и вторичные) значения мигрирующих интонационных формул и их взаимодействие в контексте музыкального произведения определяют механизм связи темы с музыкальным образом.

Анализ интонационно-лексического состава темы позволяет таким образом освободиться от субъективной трактовки и стихийно возникающих ассоциаций в интерпретации произведения, обеспечивает расшифровку знаковой этимологии адекватно авторскому замыслу и открывает перспективу исследований лексикографии и связанной с ней  теории значений.  Подчеркнём, что смысловые составляющие музыкального текста объективно структурны. Они формализуются, как и наполняющие текст грамматические элементы, следовательно, могут подвергаться специальному анализу и расшифровке свёрнутой в знаки информации.

В этом случае ставится конкретная задача объяснения связи темы с музыкальным образом путем определения: а)интонационно-лексического состава музыкальной темы; б)сюжетно-ситуативных знаков в музыкальной теме, в ряде случаев репрезентирующих героя, персонажа, сюжет, предметно-визуальный образ. На основе этой процедуры происходит объяснение художественного результата взаимодействия интонаций с закрепленными значениями в контексте музыкальной темы. Подобным образом включенная в деятельность информация дает возможность за короткое время овладеть интонационным словарем большинства классических стилей.

В процессе дальнейшей разработки лабораторией проблемы смысловой организации текста в орбиту семантического анализа вошли категории музыкальной поэтики: герой, персонаж, сюжет, диалог, монолог, сцена, картина, пластика, жест, танец, орнамент.  Идея их внедрения в исследование текста инструментального произведения была непосредственно связана с наблюдениями и высказываниями М.Г. Арановского о внемузыкальных принципах смыслообразования, о необходимости исследования межтекстовых взаимодействий и «экстрамузыкальной» семантики.

Один из важнейших прогнозируемых результатов мы увидели, таким образом, в возможности соединения теории текста с техникой семантического анализа. Предпосылкой для развёртывания исследований в этом направлении было предварительное выявление и описание  закономерностей формирования и этимологии внетекстовых и внутритекстовых значений гомофонного тематизма разных эпох и стилей. Оно состоялось в том числе в упомянутой докторской диссертации «Семантические процессы в музыкальной теме» (М.: ГИИ, 2000 г.).

 Результаты исследований проблемы «Музыкальный текст и исполнитель» (включая практические технологии творческого взаимодействия исполнителя с музыкальным текстом)   докладывались мною и сотрудниками лаборатории на многих российских и зарубежных конференциях. В частности, на четырёх Всероссийских научно-практических конференциях «Музыкальное содержание: наука и педагогика»  в Москве (2001), Астрахани (2002), Уфе (2004), Ростове-на-Дону (2006), на Международных конференциях Ассоциации «Слово и музыка» в Берлине (2003), Граце (2004); на методологических семинарах в Вене (2007).

На основе концепции мигрирующей интонационной формулы,  в свою очередь, созданы  исследования, развивающие её в направлении музыкальной лексикографии и теории значений. Сведения о научной школе и её авторах можно узнать в приведённом ниже перечне публикаций.  В лаборатории таким образом подготовлены и защищены в различных диссертационных советах 9 кандидатских и 3 докторских диссертации;  изданы 15 монографий, 19 сборников статей (см. анонсы изданий). Благодаря прикладным исследованиям с использованием методологии семантического анализа, внедрён проект «Креативное обучение – XXI век», в рамках которого издано 35 учебных пособий, отмеченных грифами федеральных министерств, серия «В помощь слушателям ФПК». Авторские программы «Основы музыкального интонирования», «Современные музыкально-педагогические системы», «Методика музицирования и импровизации», «Поэтика и семантика музыкального текста», «Чтение музыкального текста» применяются в учебном процессе вузов, училищ и ДМШ в различных регионах России и в зарубежных странах.  Успешно функционирует в Австрии созданная в Вене экспериментальная частная музыкальная школа, где семиотическая концепция креативного обучения успешно реализуется в различных возрастных группах.

 

Музыкальный текст и его креативные свойства

На определённом этапе исследования проблемы, в особенности в связи с перспективой организации частных школ, ориентированных на бытовое музицирование, лаборатория выполнила социальный заказ: провела исследование креативных особенностей различных типов текста, в частности,  старинного клавирного уртекста XVII – XVIII веков, с целью внедрения их в профессиональное обучение. Выявление свойств и особенностей смысловой организации позволило достичь успеха в  разработке технологий творческой работы  исполнителя с музыкальным текстом в направлении создания индивидуальных редакторских, интерпретационных версий, а также вариантных преобразований (переложений, транскрипций, аранжировок). По этой же причине оказалось важным обратиться к клавирным инструктивным пьесам И-С. Баха как к своеобразным школам бытового музицирования вопреки традиции рассмотрения и использования их в педагогическом процессе только как репертуарных. Во многих клавирных текстах барокко широко распространены quasi-оркестровые и quasi-импровизационные эпизоды, позволяющие обнаруживать семантические ситуации «текст в тексте» (Ю. Лотман). Интересно, к примеру, представлены «кочующие» сюжетно-ситуативные знаки музыкального диалога в двух- и трёхголосной фактуре старинных танцевальных сюит, в «Инвенциях», в клавирных сонатах Д. Скарлатти. [См. об этом: Шаймухаметова Л.Н. «Семантика музыкального диалога в клавирных произведениях западноевропейских композиторов XVII-XVIII веков» //Семантика старинного уртекста. Сб статей./ Отв. ред.-сост. Шаймухаметова Л.Н. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2002.С.16-36; Гордеева Е.В. «Музыкальная лексикография сцен и образов музицирования в клавирных пьесах «Французских сюит» И.-С Баха // Журнал «Проблемы музыкальной науки» № 1/2008. С. 198-202]

Вариативности мышления в педагогике старых мастеров придавалось большое значение, поскольку это залог овладения импровизацией и вариантным преобразованием как формой устной музыкальной речи. Не случайно так распространены были создание дублей  (переизложение текста), практика развертывания генерал-баса, искусство диминуирования и колорирования музыкальных тем. Для современного профессионального исполнительства и педагогического процесса такая традиционная, но достаточно специфическая технология взаимодействия со старинным уртекстом весьма актуальна. Она также может быть распространена и на музыку других стилей и должна быть отнесена к разряду инновационных технологий, поскольку обладает всеми признаками интенсивных методик обучения.

Сам клавирный текст эпохи барокко создает условия для организации на уроках ролевых игр, имитирующих обстановку и традиции музицирования. При распределении двуручной записи клавирного текста между участниками ансамбля-диалога воссоздается реальная картина бытового музицирования эпохи барокко. В музицировании обычно участвуют один, два, три и более исполнителей (возможно – разного возраста и даже уровня фортепианной подготовки в условиях семейного ансамбля). Клавирные тексты звучат в исполнении на  роялях в 4,6,8 рук, причем исполнители читают текст с листа, развертывая его в многоголосную quasi-оркестровую партитуру.

Примером внедрения в профессиональную практику разработанных ЛМС технологий является создание ансамбля старинной музыки «Navis temporis» (художественный руководитель - аспирант лаборатории Ксения Репина), разработка авторских курсов и программ, учебный план заочного отделения специальности «Музыковедение»

Семантический анализ, на базе которого разработана технология креативной работы с текстом,  представляет собой вполне конкретную аналитическую процедуру: он включает технику семантического анализа, терминологический аппарат, системные описания семантических фигур и механизмы их формирования. Они достаточно полно отражены в ряде монографий сотрудников лаборатории: «Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы» (Шаймухаметова Л.Н.,1999), «Внемузыкальные компоненты вокального произведения», (Кривошей И.М., 2004), «Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыки западноевропейского барокко» (Алексеева И.В., 2005), «Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат И. Гайдна», (Асфандьярова А.И., 2006), «Башкирская фортепианная музыка» (Гарипова Н.Ф., 2007), в концепциях кандидатских диссертаций П.В Кириченко, Н.М Кузнецовой, Р.М. Байкиевой, Д.И. Баязитовой, Е.В. Гордеевой. На основе исследований сотрудников лаборатории подготовлены к изданию и выпущены в свет сборники статей, среди которых: «Музыкальный текст и исполнитель» (2004), «Внемузыкальные компоненты композиторского текста» (2002),  «Семантика старинного уртекста» (2002), «Художественный мир музыкального произведения» (2001).

Основная концепция  лаборатории изложена также в одном из сборников статей, изданных на основе материалов конференции, проходившей в Уфимской академии искусств и организованной лабораторией: «Музыкальное содержание: наука и педагогика» (2005), в публикациях журнала «Проблемы музыкальной науки» [См. об этом:  Шаймухаметова Л.Н Семантический анализ музыкального текста. Журнал «Проблемы музыкальной науки».  № 1/2007. С.31-43; статьи Е. Гордеевой, Д. Баязитовой, Р. Байкиевой  см.  в № 1/2008].

С 2008 г. Лаборатория  начала издавать ежеквартальное  приложение к журналу «Проблемы музыкальной науки» - научно-методический вестник «Креативное обучение в ДМШ»].

 

 Музыкальная наука –
педагогу-практику

Актуальной задачей видится адаптация полученных теоретических разработок к практической профессиональной деятельности музыканта – исполнительству и педагогическому процессу. Ряд изданий лаборатории, основанных на семантическом методе, содержит образцы применения инновационных технологий, ориентированных на освоение смысловых структур музыкального текста, изучение интонационной лексики, общеязыкового словаря музыкальных значений. Это «Музыкальный букварь» (2000), «Музыкальная риторика» (2002), «Играем вместе с учителем» (2008), «Весёлое сольфеджио» (2004),  «Музыкальные диалоги на уроках сольфеджио» (2005) и мн. др.

Интересные и вполне доступные практикующим педагогам результаты работы с семантическими фигурами  также представлены в методических разработках лаборатории: «Учимся по «Букварю», «Семантика на уроках сольфеджио», «Звук и смысл», «Пластика в элементах музыкальной речи», «Мелодия и орнамент», «Семантические фигуры пластической этимологии в тексте пьес детского фортепианного репертуара», «Инструктивные сочинения И.-С. Баха для клавира в практике обучения творческому музицированию». Существенным компонентом прикладных инновационных технологий является исследование внемузыкальных компонентов и опора на смысловые структуры музыкального текста. Научиться пользоваться «общезначимыми интонациями», включать их в свободное музицирование и импровизацию – одна из главных задач обучения музыкальному языку и устной музыкальной речи.  Ключевой эмблемой подобной установки на развитие прикладной ветви семиотики становится известное высказывание Б. Яворского: «Не должно делать всех музыкантов композиторами, но необходимо, чтобы каждый музыкант мог произнести на языке своего искусства хотя бы простейшее выражение своих мыслей».

Л.Н. Шаймухаметова

Copyright © 2010-2024 Шаймухаметова Людмила Николаевна
E-mail: lab234nt@yandex.ru