Научная школа |
Под руководством доктора искусствоведения,
профессора
Л. Н. Шаймухаметовой следующими сотрудниками Лаборатории
музыкальной семантики защищены диссертации и подготовлены к
изданию их научные труды
Алексеева Ирина Васильевна,
Докторская диссертация на тему «Бассо-остинато и его роль в смысловой организации инструментальной музыки барокко» (2006) и кандидатская – «Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко» (2002). Труды: Тематизм
бассо-остинатных жанров в инструменталь-ной музыке западноевропейского барокко:
Монография. – Уфа: РИЦ УГАИ. – 2005; Интонационная лексика
бассо-остинатных жанров в западноевропейской музыке XVI-XVII веков: Очерк (гриф
МО РБ). – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001; Некоторые особенности тематизма
пассакалии барокко (в органной, клавирной и камерно-инструментальной традиции)
//Семантика старинного уртекста. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002; Мелодия и орнамент:
Очерк. – Уфа, 2004; Научные статьи: Интонационная лексика бассо-остинатной темы
и её преобразования в инструментальных ансамблевых сочинениях эпохи барокко //
Музыкальный текст и исполнитель: Сб. ст. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2004. – C. 71-93;
Basso ostinato и его роль в смысловой организации инструментального
тематизма барокко //Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2006. –
№ 1; Поэтика жанра в органной музыке западноевропейского барокко // Вопросы
гуманитарных наук. – М.: ООО «Компания Спутник+», 2006. – Вып. 2 (23);
Смысловая организация фигурационно-мелодического тематизма бассо-остинатных
жанров // Проблемы музыкальной науки / Российский науч. специализ. журнал.
– 2008. – № 1 (2); Художественная специфика
бассо-остинатной темы в органных пассакалии и чаконе барокко / Художественный
образ мира и язык искусства // Материалы научно-практич. конф. - Уфа, 2009. –
С. 13-15; Буклет, посвящённый 40-летию УГАИ им. Загира Исмагилова (очерк) -
Уфа, 2008; Формирование принципов солирования в инструментальном тематизме
ансамблевой музыки барокко (на примере бассо-остинатных жанров) /
Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия
//Материалы науч. практич. конф.: М., 2009. – С. 15-17; К проблеме исследования
музыкального текста барокко (на примере бассо-остинатных жанров
инструментальной музыки) / Проблемы музыкальной науки. –- 2009. – Вып. 2 (5). -
С. 12 – 19; Смысловая организация музыкального текста бассо-остинатных жанров
инструментальной музыки барокко // Этот многообразный мир музыки... Сборник
статей к 80-летию М. Г. Арановского. – М.: Государственный институт
искусствознания, 2010. – С. 43-46.
Баязитова Дина Ишбулдыевна,
Кандидатская диссертация на тему «Интонационная лексика в содержании произведений детского фортепианного репертуара» (2008). Труды:Категории музыкального содержания и их разработка в отечественном музыкознании (научный и педагогический аспекты) // Музыкальное содержание: наука и педагогика: статьи и материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. Уфа, 26-30 апреля 2004 г. / отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. – С. 551-557; К проблеме творческого взаимодействия начинающего исполнителя с музыкальным текстом // Исполнительское искусство на рубеже веков: музыка, театр, хореография: материалы Международной науч.-практ. конф. Тольятти, 7-9 декабря 2004 г. – С. 14-16; О семантической связи заголовка и смысловых структур музыкального текста // Художественный текст. Автор и исполнитель: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. молодых ученых 10 февраля 2006 г. / отв. редактор-составитель В. Н. Шуранов – Т. 1. – С. 97-107; О семантической связи заголовка и смысловых структур музыкального текста (на примерах пьес детского фортепианного репертуара) // Проблемы музыкальной науки. – 2008. – № 1(2). – С. 210-213.
Галина Гульназ Салаватовна, доцент,кандидат филологических наук, научный сотрудник,
соискатель-докторант лаборатории
Труды: З.Исмагилов и его опера «Шаура». Предисловие к клавиру оперы. Уфа: Китап. 2008, З.Исмагилов и его опера «Кахым-туря». Предисловие к клавиру оперы. Уфа: Китап. 2009; Поэтика башкирских народных песен – в основе башкирских оперных либретто. // Искусство и образование, 2008, № 9. – С. 225–232; Традиции книжного пения в опере З.Исмагилова «Акмулла». // Вестник ЧелГУ. 2009, № 13 (151). Вып. 31. – С. 165–170; Принципы оперной драматургии З.Исмагилова. // Искусство и образование, 2009, № 7. – С. 317–323; Билингвизм в башкирской опере // Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма. Материалы Всероссийской НПК (20 ноября 2009 г.). Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – С. 49–52; Особенности претворения поэзии Мифтахетдина Акмуллы в башкирской опере // Доклад на IV международной НПК «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (11 декабря 2009 г.). Уфа: БГПУ, 2009. – С. 56–59; Танцевальный дивертисмент как средство музыкальной драматургии в башкирских операх // Доклад на VII международной НПК «Проблемы формирования и реализации потенциала личности в современной России (25 марта 2010 г.). Уфа: ВЭГУ. – С. 22–25; Обретение оперного театра (деятельность Г. Альмухаметова) // Музыка и время. 2010, № 5. – С. 29–33; Роль музыкальной драмы в становлении башкирской оперы // Проблемы музыкальной науки. 2010, № 1(6). – С. 74–78; В поисках новой оперы («Наки» С. Низаметдинова) // Ватандаш, 2010, № 6. – С. 190–196; Интерпретация башкирского эпоса в опере «Акбузат» // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации». Тезисы докладов и сообщений (27-29 октября 2010 г.). СПб.: Эйдос, 2010. – С. 495; Историко-революционная тема в башкирской опере (на примере оперы «Дауыл» Р.Муртазина). // Вестник ВЭГУ. 2010, № 6; Роль древнейших фольклорных жанров в формировании башкирской оперы // Проблемы музыкальной науки. 2010, № 2 (7). – С. 81–83.
Данилова
Яна Юрьевна, Работает над диссертацией на тему «Смысловая организация фортепианных сонат В. Моцарта» Труды: Смысловые структуры в тексте фортепианных сонат Моцарта // Всероссийская научная конференция 25. 04. 2010 «Композиторская техника как знак»; Интонационные этюды в классе фортепиано (на примере клавирных сочинений Моцарта) // Музыка прошлого и современность: сб. статей. – Уфа: ЛМС УГАИ, 2010. – С. 57-66. |
Асфандьярова Амина
Ибрагимовна, Кандидатская диссертация на тему «Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна» (2003). Труды:Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна: Монография. – Уфа: РИО УГАИ, 2007 (гриф УМО высших учебных заведений РФ); Семантика и артикуляция образов пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна: Методическая разработка. – Уфа: РИО УГИИ, 2001; О способах воплощения менуэта в фортепианных сонатах Гайдна: Очерк. – Уфа: РИО УГИИ, 2002. Научные статьи: Интонационная лексика как проблема артикуляции фортепианных сонат Гайдна // Историко-теоретические проблемы музыкознания / РАМ им. Гнесиных; УГИИ. – Вып. 156: Сб. тр.– М., 1999; Художественный мир пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна // Художественный мир музыкального произведения: Сб. тр. – Уфа, 2001; О некоторых способах воплощения образов пасторали в финалах фортепианных сонат Гайдна // Музыкальный текст и исполнитель: Сб. ст. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004; Образы пасторали в фортепианной музыке Гайдна // Культурная жизнь юга России. – 2006. – № 2. – Краснодар; Пастораль клавирной сонаты Гайдна – стилистика и интерпретация // Современные гуманитарные исследования. – № 3. – 2006; Знаки-образы музыкальных инструментов в художественном контексте пасторальных тем фортепианных сонат Й. Гайдна // Проблемы музыкальной науки. – 2007. – № 1; Менуэт в клавирной сонате Гайдна / Музыка прошлого и современность: сб. статей. – Уфа: ЛМС УГАИ, 2010. – С. 49-56; Интонационная лексика и стилистика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна // Этот многообразный мир музыки... Сборник статей к 80-летию М. Г. Арановского. – М.: Государственный институт искусствознания, 2010. – С. 47-50.
Кузнецова Наталья Марковна, Кандидатская диссертация на тему «Творческое взаимодействие исполнителя с музыкальным текстом (на примере инструктивных сочинений И.-С. Баха для клавира)» (2005). Труды:Нетрадиционные
формы работы над полифоническими произведениями И.-С. Баха в классе общего
фортепиано: Методическая разработка. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. Научные статьи:
Нетрадиционные формы работы над полифоническими произведениями И.-С. Баха // Художественный
мир музыкального произведения: Межвуз. сб. ст. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001;
О вариантном прочтении и переинтонировании старинного уртекста // Семантика
старинного уртекста: Сб. ст. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002; Семантика
музыкального диалога в пьесах «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» //
Музыкальный текст и исполнитель: Сб. ст. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004; Семантика
музыкального диалога в пьесах «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» // Проблемы
музыкальной науки. – 2007. – № 1; Семантические фигуры в клавирных
произведениях И.-С. Баха // Музыка прошлого и современность: сб. статей. – Уфа:
ЛМС УГАИ, 2010. – С. 16-23; О креативных свойствах уртекста клавирных
инструктивных сочинений И. С. Баха // Этот многообразный мир музыки... Сборник
статей к 80-летию М. Г. Арановского. – М.: Государственный институт
искусствознания, 2010. – С. 53-57.
Байкиева Римма
Масгутовна, Кандидатская диссертация на тему «Герой и персонаж в тексте произведений детского фортепианного репертуара» Труды: Об авторском и редакторском текстах в структуре музыкального содержания пьес детского фортепианного репертуара // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сб. науч. ст. – Ростов-на-Дону, 2006; Образы речи в музыкальном тексте пьес детского фортепианного репертуара // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст. по материалам II Международной конференции «Музыкальная семиотика: пути развития и перспективы развития» 13–14 ноября 2008 г. / Гл. ред. Л.В. Савина. – Астрахань, 2008. – С. 309-313; О семиотических аспектах музыкальной интерпретации // Проблемы музыкальной науки. – 2009. - № 1 (4). – С. 29-39; Смысловые структуры музыкального текста в пьесах детского фортепианного репертуара // Проблемы музыкальной науки. – 2008. - № 1 (2). – С. 203-209; К проблеме творческого взаимодействия начинающего пианиста с музыкальным текстом // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст. по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года в 2-х ч. Ч. 2 / Гл. ред. Л.В. Савина. – Астрахань, 2006. – С. 263-267; Герой как категория музыкальной поэтики в тексте пьес детского фортепианного репертуара // Этот многообразный мир музыки... Сборник статей к 80-летию М. Г. Арановского. – М.: Государственный институт искусствознания, 2010. – С. 57-61.
Репина (Мореин) Ксения
Николаевна, Работает над диссертацией на тему «О специфике клавирного уртекста барокко (на примере сонат Доменико Скарлатти)». Труды: «Смысловые структуры текста и нетрадиционные формы ансамблевого музицирования»: сб. ст. по второй международной научной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» ноябрь, г. Астрахань, 2008; «О некоторых свойствах старинного уртекста на примере клавирных сонат Доменико Скарлатти»: сб. ст. по материалам конференции всероссийской научной конференции с международным участием «Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия» апрель 2009 г., г. Москва; «Знаковые функции клавирного уртекста барокко на примере сонат Д. Скарлатти»: сб. ст. по материалам конференции Всероссийской научной конференции «Композиторская техника как знак» к 90-летию со дня рождения Ю. Г. К. Кона 22-25 апреля 2010г, г. Петрозаводск; . Статья будет опубликована в сборнике статей (готовиться к печати). «Сцены музицирования» в клавирных сонатах Д. Скарлатти (к проблеме творческого взаимодействия с барочным уртекстом)»:сб. ст. «Музыка прошлого и современность». – Уфа: ЛМС УГАИ им. Загира Исмагилова, 2010; «Партитурные признаки текста клавирных сонат Д. Скарлатти» // «Проблемы музыкальной науки» №2 (7) 2010 (готовиться к печати).
|
Кириченко Полина Владимировна, Кандидатская диссертация на тему «Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений XVII – XVIII вв.» (2003). Труды:Интонационные этюды в классе общего фортепиано: В помощь слушателям ФПК. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2001; Интонацион-ные этюды в классе фортепиано / Соавтор Л. Н. Шаймухаметова: Уч. пособие. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002; Структура и функции музыкального орнамента в контексте сюжетных диалогов (на примере фортепианных сонат Й. Гайдна): В помощь слушателям ФПК / Соавтор Н. Л. Тухватуллина. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. Научные статьи: Семантические аспекты работы с музыкальным текстом в классе общего фортепиано // Историко-теоретические проблемы музыкознания: Межвуз. сб. ст. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1999; Творческое взаимодействие пианиста с клавирным текстом барокко // Музыкальный текст и исполнитель: Сб. ст. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004; «Театральный диалог» в классической музыкальной теме /Соавтор Л. Н. Шаймухаметова // Музыкальный текст и исполнитель: Сб. ст. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004.
Кривошей Ирина Михайловна,
Кандидатская диссертация на тему «Внемузыкальные компоненты вокального произведения (на примере романсов С. Рахманинова)» (2005). Труды: Внемузыкальные компоненты вокального произведения: Монография. – Уфа, 2005; Образы речи и вербальные компоненты в тексте романсов С. Рахманинова. – Уфа, 2002; Пластическая эквивалентность в музыкальном тексте романсов С. Рахманинова. – Уфа, 2002. Научная статья: Театральные компоненты романсов С. Рахманинова // Ядкар. – Уфа. – 2002; Внемузыкальные компоненты романсов С. Рахманинова // Этот многообразный мир музыки... Сборник статей к 80-летию М. Г. Арановского. – М.: Государственный институт искусствознания, 2010. – С. 61-66.
Гарипова Нинель Федоровна, Кандидатская диссертация на тему «Башкирская фортепианная музыка (к проблеме воплощения национального)» (2000).
Труды:Фортепианные миниатюры Загира Исмагилова: Очерк. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002 (Гриф МО РБ); Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. Научные статьи: Интонационная лексика курая как способ воплощения национального в тематизме фортепианных сочинений башкирских композиторов // Художественный мир музыкального произведения: Межвуз. сб. ст. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001; Орнаментика как способ воплощения национальных традиций в фортепианных сочинениях башкирских композиторов // Вопросы методики фортепианного исполнительства. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002; О национальной специфике тематизма фортепианных произведений башкирских композиторов // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2002. – № 2; Интонационная лексика курая в тематизме фортепианных сочинений башкирских композиторов // Проблемы музыкальной науки. – 2008. – №1 (2); Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов // Этот многообразный мир музыки... Сборник статей к 80-летию М. Г. Арановского. – М.: Государственный институт искусствознания, 2010. – С. 50-53. Докторская диссертация на тему «Башкирское фортепианное искусство: исполнительство,образование,композиторское творчество» защищена 7.12.10 г. в диссертационном Совете Саратовской государственной консерваторией им.. Л. Собинова.
Гордеева Елена Владимировна,
Кандидатская диссертация на тему «Лексикография смысловых структур клавирных уртекстов И.-С. Баха» защищена 23.12.10 в диссертационном Совете Ростовской государственной консерваторией (академией) им. С. В. Рахманинова. Труды: Музыкально-акустическое пространство как содержательный компонент музыкального произведения (на примере клавирных текстов барокко) // Проблемы художественного содержания: Материалы научно-практической конференции от 14 декабря 2004 года: Сб. ст. / Отв. ред.-сост. Шуранов В. А. – Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2006. – 156 с., с. 92-98; Клавирный текст И.-С. Баха как смысловая партитура // Художественный образ мира и язык искусства: Материалы научно-практической конференции от 18 декабря 2007 года: Сб.ст. / Отв. ред.-сост. Шуранов В. А., Жоссан Н. Ю. – Уфа, УГАИ им. З. Исмагилова, 2010.; Музыкально-акустическое пространство как содержательный компонент музыкального произведения (на примере клавирных текстов барокко) // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2006. – 412 с., с. 351-357; Орнамент как смысловая структура текста клавирных произведений И.-С. Баха // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы IV международной научно-практической конференции, 25 января 2008 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. – Тамбов, 2008. – Ч. I. – 110 с., с. 16-18; Тембровая вариативность и акустические образы музыкальных инструментов в «quasi-партитуре» клавирных произведений И.-С. Баха // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сборник статей по материалам Второй Международной научной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» 13-14 ноября 2008 года / Гл. ред. – Л. В. Саввина. – Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. – 332 с., с. 93-97; Сюжетно-ситуативный знак «ансамбля солистов» и его лексикография в клавирных сочинениях И.-С. Баха // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: Сборник статей Всероссийской научной конференции 6-9 апреля 2009 года / ГКА им. Маймонида. – Москва, 2009; Музыкальная лексикография сцен и образов музицирования в клавирных пьесах «Французских сюит» И.-С. Баха // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. – Уфа, 2008. – № 1 (2). – 232 с., с. 198-202; К проблеме смысловой организации музыкального текста (на примере клавирных сочинений И.-С. Баха) // Искусство и образование. – 2009.
Мингажев Артур
Аскарович, Работает над диссертацией на тему «Партитурные признаки фортепианных пьес Бетховена: к проблеме межтекстовых взаимодействий». Труды: Креативные возможности композиторской техники в жанрах бытовой музыки (на примере пьес для фортепиано Бетховена) // Всероссийская научная конференция 25. 04. 2010 «Композиторская техника как знак»; Вариантное развёртывание фортепианных пьес Бетховена в ансамблевую партитуру // Музыка прошлого и современность: сб. статей. – Уфа: ЛМС УГАИ, 2010. – С. 66-71. Вертикальные и горизонтальные диалоги в пьесах Бетховена. // Серия "Занимательная инструментовка в фортепианном классе ДМШ". Методическая разработка. Уфа, 2011. |