ЛАБОРАТОРИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ
официальный сайт

THE LABORATORY
OF MUSICAL SEMANTICS
official website


Главная
О Лаборатории
Научная школа
Библиотека
Наши партнёры
Награды и достижения
О нас пишут




Российский журнал 
"Проблемы музыкальной науки" 

(входит в Перечень журналов,
рецензируемых ВАК)


Сайт журнала
http://journalpmn.ru




Сайт "Креативное обучение в ДМШ"
creative-dmsh.ucoz.ru




Обратная связь

E-mail отправителя *:
Текст сообщения *:


Труды Л.Н. Шаймухаметовой

 

Основные монографии:

 

1.     Семантический анализ музыкальной темы: Монография. – М., 1998. (см. подробнее).

2.     Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: Монография. – М., 1999. (см. подробнее).

 

 

Автор статей в межвузовских научных сборниках:

 

1.     Роль жанровых средств в драматургии цикла Р. Шумана «Любовь и жизнь женщины» // Вопросы музыкального романтизма / Науч. тр. МГЗПИ. – Вып. 56., М., 1979.

2.     Семантика мигрирующей интонации и художественный контекст // Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании / науч.-практ. конференция молодых учёных. – Горький, 1986.

3.     О путях оптимизации учебного процесса и развития творческого мышления будущего педагога-музыковеда // Проблемы подготовки педагогических кадров в музыкальных вузах – Тбилиси, 1986.

4.     Некоторые возможности семиотического метода в музыкальном анализе // Методология теоретического музыкознания: анализ, критика / Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. – Вып. 90. – М., 1987. – С. 83-103.

5.     О некоторых принципах построения программы «Музыка» в курсе «Основ технического творчества» // Проблемы интенсификации научно-технического творчества / Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – Уфа, 1987.

6.     Музыка как способ управления развитием творческого воображения инженеров-изобретателей // Интенсификация управленческой деятельности и перестройка психолого-педагогического обеспечения подготовки специалистов / Тезисы докл. Всесоюзного семинара. – Уфа, 1987.

7.      Воспитывать творческое мышление // Сов. музыка. 1988. № 9.

8.      Смысловые и структурные модификации сигнальных интонационных формул в контексте тематизма скерцо // Музыкальный язык в контексте культуры / Сб. статей ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1988.

9.       Функционально-прикладное применение музыки в школах инженеров-изобретателей // Формирование творческого мышления в условиях перестройки / Всесоюзная секция методологии и теории творчества Философского общества СССР. – Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. – Целиноград, 1988.

10. О возможности потенцирования способностей к музыкальному творчеству // Пути повышения эффективности научно-технического творчества молодёжи / Тезисы докл. II Республиканской научн.-практич. конференции. – Уфа, 1989.

11.  О некоторых проблемах подготовки национальных кадров в условиях регионального вуза // Музыкальная культура народов Восток / Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – Ташкент, 1989.

12. Семиотический подход как метод воспитания диалектического мышления технического специалиста средствами искусства // Методы научно-технического творчества. – Волгоград, 1989.

13. Музыкальное искусство и наука: пути сопряжения // Искусство, наука, техника: пути сопряжения / Докл. К Всесоюзному науч.-практич. семинару «Природа и закономерности творческого процесса». – Уфа, 1990.

14. Семиотический подход в разработке программ и методик курса «Мировая художественная культура» // Художественная культура и гуманизация школы / Тезисы докл. науч.-практич. конференции Урало-Сибирского региона. – Екатеринбург, 1991.

15. Диалоги-этюды как форма обучения гармонизации музыкантов исполнительских специальностей // Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте / Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. – Вып. 120. – М., 1991.

16.  Переинтонирование как способ решения элементарных художественных задач в курсе гармонии // Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном ВУЗе /  Межвузовский сб. статей РАМ им. Гнесиных. – Вып. 125. – М., 1993.

17.  О знаковых проявлениях танцевальных жанров в образной драматургии скерцо композиторов-романтиков // Вопросы музыкальной драматургии. – Екатеринбург, 1191.

18.  О некоторых формах и видах заданий на Переинтонирование сегментов текста в курсе гармонии у пианистов // Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. – Ростов-на-Дону, 1997.

19.  Мигрирующая интонация как семантическая структура и её преобразование в контексте музыкальной темы // Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения / РАМ им. Гнесиных. – Вып. 144. – М., 1998.

20.  Некоторые способы организации напряжения в музыкальном тексте (на примере сочинений И. С. Баха) // Звук, интонация, процесс / РАМ им. Гнесиных. – Вып. 148., М., 1998.

21.  Модификация темы любви как способ раскрытия образа лирического героя в вокальном цикле Э. Денисова «Страдания юности» // Смысловые структуры в музыкальном тексте / РАМ им. Гнесиных. – Вып. 150. – М., 1998.

22.  Вступительная статья к межвузовскому тематическому сборнику «Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения». – М., 1998.

23.  Вступительная статья к межвузовскому тематическому сборнику «Звук, интонация, процесс. – М., 1998.

24.  Вступительная статья к межвузовскому тематическому сборнику «Смысловые структуры в музыкальном тексте». – М., 1999.

25.  Вступительная статья к межвузовскому тематическому сборнику «Художественный мир музыкального произведения». – Уфа, 2003.

26. Вступительная статья к межвузовскому тематическому сборнику «Историко-теоретические проблемы музыкознания». – Уфа, 2003.

27.  Вступительная статья к межвузовскому тематическому сборнику «Внемузыкальные компоненты композиторского текста». – Уфа, 2002.

28. Вступительная статья к сборнику «Музыка прошлого и современность». – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2010.

29. Смысловые структуры музыкального текста как проблема практической семантики // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы I Российской научн.-практич. конференции 4-5 декабря 2000 г. / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. – Москва-Уфа, 2002.

30.  Семантика музыкального диалога в клавирных произведениях западноевропейских композиторов XVII – XVIII веков // Семантика старинного уртекста. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2002.

31.  О разработке инновационных проектов в русле практической семантики // Материалы Российской науч.-практич. конференции «Музыкальное образование на пороге ХХI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства». – 17–18 декабря 1998 г. – Оренбург, Изд-во ОГПУ, 1998.

32.  Семантический анализ в работе музыканта-исполнителя // Музыкальный текст и исполнитель. – Уфа, 2004.

33.  «Театральный диалог» в классической музыкальной теме // Музыкальный текст и исполнитель. – Уфа, 2004.

34.  Практическая семантика как проблема науки и педагогики // Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27–28 февраля 2002 г. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.

35.  Семантический анализ в работе исполнителя и музыковеда // Пути отечественной музыкальной культуры. Материалы научно-практической конференции 22–23 ноября 2004 г., Екатеринбург, 2005.

36.  Теоретические проблемы содержания в разработках Лаборатории музыкальной семантики // Музыкальное содержание: наука и педагогика. 3-я Всероссийская науч.-практич. конференция. – Уфа, 2004.

37.  Семантический анализ музыкальной темы // Музыкальное содержание: наука и педагогика. 3-я Всероссийская науч.-практич. конференция. – Уфа, 2004.

38.  Семантический анализ в работе музыканта-исполнителя // Музыкальное содержание: наука и педагогика. 3-я Всероссийская науч.-практич. конференция. – Уфа, 2004.

39.  Об авторской программе «Основы музыкального интонирования» // Музыкальное содержание: наука и педагогика. 3-я Всероссийская науч.-практич. конференция. – Уфа, 2004.

40.  Об авторской программе «Современные музыкально-педагогические системы» // Музыкальное содержание: наука и педагогика. 3-я Всероссийская науч.-практич. конференция. – Уфа, 2004.

41.  Практическая семантика на уроках сольфеджио // Музыкальное содержание: наука и педагогика. 3-я Всероссийская науч.-практич. конференция. – Уфа, 2004.

42.  Практическая семантика на уроках фортепиано // Музыкальное содержание: наука и педагогика. 3-я Всероссийская науч.-практич. конференция. – Уфа, 2004.

43.  Музыкальное содержание как проблема практической семантики // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Сб. тр. – М., Уфа: РИЦ УГАИ, 2005.

44.  Семантический анализ музыкального текста (о разработках проблемной научно-исследовательской Лаборатории) // Проблемы музыкальной науки / Российский научный специализированный журнал. – 2007. – № 1.

45.  О концепции и перспективах журнала «Проблемы музыкальной науки» // Проблемы музыкальной науки /  Российский научный специализированный журнал. – 2007. – № 1.

46.  Расширять географию и горизонты музыкальной науки // Проблемы музыкальной науки / Российский научный специализированный журнал. – 2008 / 1 (2).

47.  Об объединении учёных и интеграции Российской музыкальной науки // Проблемы музыкальной науки / Российский научный специализированный журнал. – 2008 / 2 (3).

48. Болонский процесс и горизонты музыкальной науки // Проблемы музыкальной науки / Российский научный специализированный  журнал. – 2009 / 1 (4).

49.  О журнале, его авторах и читателях // Проблемы музыкальной науки / Российский научный специализированный журнал. – 2009 / 2 (5).

50.  Й. Гайдн в детской музыкальной школе. Мифы о композиторе // Музыка прошлого и современность: сб. статей. – Уфа: ЛМС УГАИ, 2010. – С. 41–49.

51.  О научных разработках проблемной научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики // Этот многообразный мир музыки... Сборник статей к 80-летию М. Г. Арановский. – М.: Государственный институт искусствознания, 2010. – С. 97–42, нот.

 

 Автор учебных пособий с грифами Министерства культуры РФ:

 

69-74. Серия «6 тематических учебных тетрадей»: «Звуковые краски музыки», «Звук, ритм и фантазия», «Лесная школа профессора Жирафа», «Динамические превращения звука», «Весёлые интервалы», «Звук и темп, или кто как двигается». – Уфа: РИЦ УГИА; БГПИ (1997-2004, гриф МК РФ).

75.     Инструктивные сочинения И. С. Баха для клавира в практике обучения творческому музицированию / Соавт. Г. Юсуфбаева. – Уфа: УГИИ, 1998.

76-79. Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио: Метод. разработки в 4-х выпусках. – Уфа: РИЦ УГИИ; РУМЦ (1999–2004). – Вып. 1–4.

80-81.  1) Музыкальный букварь / Соавт. Р. Х. Исламгулова. – Уфа, 2000; 2) Учимся по букварю: Методич. рекомендации к учебному пособию «Музыкальный букварь в играх, картинках, загадках» (с поурочной разработкой) для нач. классов ДМШ. – РИЦ УГАИ, 2005.

82.   Семантические процессы в тематизме сонат Д. Скарлатти / Уфа, 1998.

83-86. «Интонационные этюды и ролевые игры в классе фортепиано» в 4-х выпусках. – Уфа, 1998.

87.  Интонационные этюды в классе фортепиано. Ролевые игры и задания (на материале клавирной музыки западноевропейских композиторов XVII-XVIII вв.): Учебное пособие / Соавт. П. Кириченко / ЛМС. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002.

 

Авторские инновационные программы

(с грифами Министерства культуры РФ)

 

88.   Основы музыкального интонирования: Программа для форте-пианных отделений вузов. – Изд. 2-е, исправл. и допол. – Уфа: РИЦ УГИА, 2003 (гриф МК РФ).

89. Современные музыкально-педагогические системы: Программа для студ. муз. вузов по специальности «Музыковедение». – Уфа: РИЦ УГАИ, 2003 (гриф МО РБ).

90.  Программа по предмету «Сольфеджио» для ДМШ (первый год обучения). – Уфа: РИЦ УГИА, 2006.

 

Ответственный редактор, научный редактор и составитель

 межвузовских сборников статей и учебников

 

 91. Вопросы искусствоведения / Совместно с другим редактором. –      Уфа, 1986.

92. Актуальные вопросы методики преподавания музыкально-исторических и теоретических дисциплин: сб. тезисов к Республиканской науч.-практич. конференции / Совместно с другим редактором. – Уфа, 1989.

93. Актуальные вопросы развития культуры и искусства: сб. тезисов к Республиканской науч.-прктич. конференции / Совместно с другим редактором. –  Уфа, 1989.

94. Культура и искусство Башкирии: сб. тезисов Республиканской научной конференции к 70-летию образования БАССР / Совместно с другим редактором. – Уфа, 1989.

95. Пути повышения эффективности научно-технического творчест-ва молодёжи: сб. тезисов II Республиканской науч.-практич. конференции / Совместно с другим редактором. –      Уфа, 1989.

96. Искусство, наука, техника: Питу сопряжения / Доклады, сооб-щения VI науч.-практич. семинара по теории и методологии творческого процесса: сб. тр. – Уфа, 1990. – 20 п.л.

97. Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе:  сб. тр. РАМ им. Гнесиных / Совместно с другим редактором. –      Вып. 126. – М., 1993.

98. Межпредметные тематические учебные тетради с разработкой новых образовательных технологий для ДМШ в 6-ти выпусках / Разработка технологии, руководство проектом, общая редакция. – Уфа, 1997-1999.

99. Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио в 4-х выпусках / Разработка технологии, руководство проектом, общая редакция. – Уфа, 1999.

100. Башкирская музыкальная культура / Н. Ф. Гарипова. – Уфа: Гилем, 2008.

101. Фортепианное исполнительство и образование в Уфе. Страницы истории / Н. Ф. Гарипова. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2010.

102. Фортепианные миниатюры Загира Исмагилова / Н. Ф. Гарипова /  Очерк.  – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002 (гриф МО РБ).

103.  Интонационная лексика и стилистика фортепианных произ-ведений башкирских композиторов. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002.

104. Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко / И. В. Алексеева / Исследование. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, РИЦ УГАИ, 2005.

105.  Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фор-тепианных сонат Й. Гайдна / А. И. Асфандьрова / исследование. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2007.

106. Внемузыкальные компоненты вокального произведения  / И. М. Кривошей / Монография. – Уфа, 2005.

107.  Интонационные этюды в классе фортепиано / Л. Н. Шайму-хаметова, П. В. Кириченко / Учебное пособие. - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2002.

108.  Интонационные этюды и ролевые игры в классе фортепиано (4   выпуска) / Разработка технологии, руководство проектом, составление и общая редакция. – Уфа, 1998.

109. Семантический анализ музыкальной темя / Авторская редакция   учебного пособия. – Уфа, 1998.

110. Вопросы поэтики и семантики музыкального текста: Межвуз. сб. ст. / РАМ им. Гнесиных. – М., 1998. – Вып. 150.

111. Звук, интонация, процесс: Межвуз. сб. ст. / РАМ им.  Гнесиных. – М., 1998. – Вып. 148.

112. Смысловые структуры в музыкальном тексте: сб. статей / Отв.  ред.-сост. и науч. ред. – РАМ им. Гнесиных. – Вып. 150. – М.,  1998.

113. Историко-теоретические проблемы музыкознания: Межвуз. сб.  ст. / РАМ им. Гнесиных. – МС., 1999. – Вып. 156.

114. Мигрирующая интонационная формула и семантический кон-текст музыкальной темы / Авторская редакция исследования. – М., 1999.

115. Художественный мир музыкального произведения: сб. ст. / ЛМС. – Уфа: РИУ УГИИ, 2001.

116. Внемузыкальные компоненты композиторского текста: сб. ст. /  ЛМС. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002.

117.  Семантика старинного уртекста: сб. ст. / ЛМС. – Уфа: РИЦ            УГИИ, 2002.

118.  Музыкальный текст и исполнитель: сб. тр. / ЛМС. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004.

119.  Музыкальное содержание: наука и педагогика. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2005.

120. Башкирская музыкальная литература: учебник для средних и старших классов ДМШ. – Уфа: РУМЦ, 2005.

121. Содержание и интерпретация пьес детского фортепианного   репертуара: сб. ст. – Уфа, 2006.

122.         Музыка прошлого и современность: сб. ст. – Уфа: ЛМС    УГАИ, 2010.

123-131. Креативное обучение в ДМШ / Приложение к российскому   специализированному журналу «Проблемы музыкальной науки» / Автор и руков. проекта, гл. редактор. / Научно-методический Вестник Лаборатории музыкальной семантики .

132-138.  Проблемы музыкальной науки /  Российский специализи- рованный журнал, рецензируемы ВАК (Основан в 2007 г.) / Главный редактор.

 

В ЛМС под руководством профессора Л. Н. Шаймухаметовой в серии «В помощь слушателям ФПК» опубликовано:

 

139.  Н. Кузнецова Нетрадиционные формы работы над полифо-ническими произведениями И.-С. Баха в классе общего фортепиано. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001.

140.   П. Кириченко Интонационные этюды в классе общего форте-пиано. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001.

141.  А. Асфандьярова Семантика и артикуляция образов пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001.

142.   И. Алексеева Интонационная лексика западноевропейского ба-рокко (на примере бассо-остинатных жанров). – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002.

143.   П. Кириченко Интонационная лексика и артикуляция пласти-ческих и риторических фигур в клавирных сочинениях барокко. – Уфа: РИО УГИИ, 2002.

145. Н. Тухватуллина, П. Кариченко Структура и функции орнамента в музыкальном тексте фортепианных сонат Й. Гайдна. – Уфа: РИО УГИИ, 2002.

146.   И. Кривошей Вербальные компоненты в музыкальном тексте        романсов С. Рахманинова. – Уфа: РИО УГИИ, 2002.

147.   А. Асфандьярова О способах воплощения менуэта в фортепи-анных сонатах Гайдна. – Уфа: РИО УГИИ, 2002.

148.  И. Кривошей Пластические элементы композиторского текста романсов С. Рахманинова. – Уфа: РИО УГИИ, 2002.

149.  Л. Шаймухаметова Диалоги-этюды в работе исполнителя с музыкальным текстом (на примере фортепианных произведений западноевропейских композиторов 17-18 вв.). – Уфа: РИО УГИИ, 2003.

150. А. Асфандьярова Образы пасторали фортепианных сонат Гайдна (к вопросу исполнительского интонирования). – Уфа: РИО УГАИ, 2005.

151. Д. Баязитова Семантические фигуры пластической этимологии в тексте пьес детского фортепианного репертуара. – Уфа: РИО УГАИ, 2007.

 

Под руководством профессора Л. Н. Шаймухаметовой в «Инновационном проекте» студентами очного и заочного отделения по специальности «Музыковедение» были защищены дипломные работы:

 

1.     Болдырева А. В. Мои первые транскрипции: Учебное пособие / Науч. рук. Л.Н. Шаймухаметова. – Уфа, 2010.

2.     Гейнц Е. В. «Лесная симфония». Музыкальные зарисовки, эскизы и композиции в работе начинающими музыкантами: Методическая разработка / Науч. рук. Л.Н. Шаймухаметова. – Уфа, 2010.

3.     Данилова Я. Ю. Семантические функции музыкального интервала в тексте пьес фортепианного репертуара: Исследование / Науч. рук. Л.Н. Шаймухаметова. – Уфа, 2009.

4.     Дегтерёва И. В. Интонационные этюды на уроках сольфеджио: Методическая разработка / Науч. рук. Л.Н. Шаймухаметова. – Уфа, 2009.

5.     Дмитриева Е. Н. Ритмические упражнения в работе с начинающими на уроках сольфеджио в ДМШ: Методическая разработка / Науч. рук. Л.Н. Шаймухаметова. – Уфа, 2009.

6.     Тер-Ионесянц Д. В. Об освоении техники прелюдирования в классе фортепиано (на примерах клавирных сочинений И.-С. Баха): Учебное пособие / Науч. рук. Л.Н. Шаймухаметова. – Уфа, 2010.

7.     Трунина Л. С. Музыкальные диалоги в классе фортепиано: Методическая разработка / Науч. рук. Л.Н. Шаймухаметова. – Уфа, 2009.

8.     Царёва Е. Ю. Играем вместе с учителем: Учебное пособие / Науч. рук. Л.Н. Шаймухаметова. – Уфа, 2008.

9.     Яушева И. З. Творческие задания в классе фортепиано: Учебное пособие / Науч. рук. Л.Н. Шаймухаметова. – Уфа, 2011.

 



Copyright © 2010-2024 Шаймухаметова Людмила Николаевна
E-mail: lab234nt@yandex.ru