ЛАБОРАТОРИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ
официальный сайт

THE LABORATORY
OF MUSICAL SEMANTICS
official website


Главная
О Лаборатории
Научная школа
Библиотека
Наши партнёры
Награды и достижения
О нас пишут




Российский журнал 
"Проблемы музыкальной науки" 

(входит в Перечень журналов,
рецензируемых ВАК)


Сайт журнала
http://journalpmn.com




Сайт "Креативное обучение в ДМШ"
creative-dmsh.ucoz.ru




Обратная связь

E-mail отправителя *:
Текст сообщения *:


Введение

 

Одна из ведущих дисциплин в музыкальной школе – сольфеджио. Традиционно предмет сольфеджио направлен на развитие музыкального слуха, изучение морфологии и грамматики музыкального языка. Он включает различные формы работы с учащимися: музыкальный диктант, слуховой анализ, сольфеджирование, выполнение творческих заданий. Однако такие формы заданий учат мыслить только грамматическими (интервал, лад, аккорд, длительность, и др.), но не содержательными категориями.

В практике профессионального академического музыкального образования подготовлено множество изданий в различных жанрах: хрестоматии, учебные пособия, методические разработки творческих заданий, «Буквари». Среди них широко известны: «Сольфеджио» Б.Калмыкова и Г.Фридкина [35], «От примы до октавы» М.Андреевой [3], «Мы играем, сочиняем и поем» А.Металлиди и Ж.Перцовской [28], «Музыкальный букварь» П.Вейса [13] и многие другие.

В то же время, современные требования к уроку сольфеджио в ДМШ предполагают активную практическую деятельность педагога по развитию музыкального языка и речи учащихся на основе целенаправленного формирования семантических представлений. В процессе этого развития важнейшим компонентом является умение грамотно и творчески активно взаимодействовать с музыкальным текстом.

Настоящая дипломная работа «Музыкальные диалоги и ролевые игры на  уроках сольфеджио» выполнена в жанре учебно-методического пособия для 1-го класса ДМШ, разработанного в русле практической семантики.

Цель дипломной работы – продемонстрировать на практике технологию творчески активного взаимодействия учащихся с музыкальным текстом в двух противоположных ситуациях: «Я – исполнитель» и «Я - композитор». В первом случае («Я - исполнитель») обучение направлено к задачам выразительного интонирования (артикуляции) музыкального текста на интонационно-образной основе. Во – втором («Я - композитор») - на создание обработок, аранжировок и переложений первоначального материала для различного исполнительского состава.

В связи с этим в работе выдвигаются следующие основные задачи: 1)  описание методик расшифровки ключевых интонаций и выразительного их интонирования (артикуляции); 2) описание техники переинтонирования первичного музыкального материала через освоение на практике элементарных приемов преобразования текста и навыков композиции. Также в дипломной работе ставится задача формирования семантических представлений у учащихся начального этапа обучения в условиях совместной работы учителя и учащихся в младших классах ДМШ через изучение интонационной лексики (ключевых интонаций)*.

Под ключевыми интонациями подразумеваются устойчивые обороты с закрепленными значениями, кочующие из текста в текст, конкретизирующие смысловую значимость текста и выполняющие функцию сообщения. Этимология различных интонаций и ритмоформул (пластического, сигнального, речевого и т.д. происхождения) классифицирована и описана в издании «Семантический анализ музыкальной темы» Л.Н. Шаймухаметовой [42], где представлены теоретические разработки методологии семантического анализа, систематизирован словарь «общеупотребительной» интонационной лексики различных эпох и стилей. Так, например, во многих стилях распространены интонации пластического происхождения (фигуры «шага», «бега», «притопа» и т.д.), интонации звуковых сигналов (роговые сигналы, фанфары, колокольные звоны), которые встречаются во многих авторских и фольклорных сочинениях.

Ранее перечисленные проблемные ситуации («Я - исполнитель» и «Я - композитор») с той или иной степенью изменения музыкального текста воплощаются в универсальной форме интонационного этюда.

Интонационный этюд – это результат преобразования первоначального музыкального текста (вокальной мелодии, инструментального фрагмента) на основе смысловой расшифровки ключевых интонаций произведения с последующим его исполнением. Такой вид упражнений позволяет моделировать бесконечное число проблемных ситуаций, произносить музыкальный текст много раз по-разному (в различных вариантах). Интонационный этюд предполагает организацию ролевых игр (разделение музыкального материала на реплики, вариантное их произнесение от лица разных героев). Так, например, в украинской народной песне «Лепешки» (с. 17) очевидно наличие двух ключевых интонаций: «шага» и «бега». На основе расшифровки этих ключевых интонаций разрабатывается интонационный этюд «Бабушка и Внучка», где реплика Бабушки основана на интонации «шага» (тяжелые шаги), а реплика Внучки – «бега» (легкий бег). В интонационном этюде «Сосчитай-ка» (с. 23) несколько героев (Дядя Ермолай, жена Ермолая, их дети и внуки) имеют свои ключевые интонации. Участники музыкальной сцены  исполняют порученные реплики в связи с содержанием сцены и характеров героев.

Методические разработки интонационных этюдов и ролевых игр в настоящем пособии являются продолжением уже начатых ранее изданий Лаборатории музыкальной семантики: «Интонационные этюды в классе фортепиано» Шаймухаметовой Л. и Кириченко П. [45], «Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио» в 4-х выпусках под общей редакцией Л.Н. Шаймухаметовой [25] и др.

Интонационные этюды включают различные виды музыкальных диалогов*. В Лаборатории музыкальной семантики разработана и внедрена в практику преподавания ДМШ дидактическая система  музыкальных диалогов, основанных на различных сюжетных воплощениях - это театральные, пластические, динамические, тембровые, концертные диалоги и др. Технология работы с ними во взрослой аудитории описана в программе «Основы музыкального интонирования» Л.Н. Шаймухаметовой [43].

Известно, что диалог присущ всем видам человеческого общения: и устной вербальной речи (речевой диалог), и различным видам художественных коммуникаций. В лингвистической науке диалог  понимается как синтаксическая структура речи, где основной единицей является реплика собеседника. Диалогические ситуации в музыкальном тексте показательны тем, что они воплощаются на основе интонационной лексики – устойчивых оборотов с закрепленными значениями (ключевых интонаций).

Различные виды музыкального диалога примененяются и на уроках сольфеджио. Примером могут служить работы, изданные в Лаборатории музыкальной семантики: «Веселое сольфеджио» Л. Федоровой [36] и «Стихи на уроках сольфеджио» А. Кильдияровой [24].

Настоящая дипломная работа является частью комплексной программы «Развитие творческого воображения» для учащихся начальных классов ДМШ, разрабатываемой в Лаборатории музыкальной семантики. Среди пособий, обеспечивающих методическими материалами эту программу, уже вышли в свет ранее перечисленные издания, а также следующие: Шаймухаметова Л., Исламгулова Р. «Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках» [47], Шаймухаметова Л. «Методические рекомендации к учебному пособию «Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках» [55].

Одной из причин обращения к данной теме является интерес автора к практической работе с детьми в детской музыкальной школе, а также опыт внедрения названных технологий в учебный процесс школы педпрактики Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова.

Работа состоит из трех глав, структура которых соответствует разделам учебного пособия.

В первой главе (Раздел 1. «Театральные диалоги») описана методика работы в форме интонационных этюдов и ролевых игр. Она предполагает создание проблемных ситуаций, направленных на изображение характеров, образов и настроений героев, персонажей и их взаимоотношений друг с другом. В сюжетных сценах партнеры-исполнители произносят реплики, раскрывая в интонациях внутренние и внешние качества героев, а также их проявления в меняющихся сюжетах. Вариативность «предлагаемых обстоятельств» (К. Станиславский) и заданных ими проблемных ситуаций режиссирует изменение смысловой стороны интонирования – произнесения реплик. В разных театральных диалогах ключевые интонации с одинаковыми значениями произносятся по-разному. К примеру, ключевая интонация «шага» («бега», «притопа» и т.д.) дает информацию о различных особенностях пластики персонажей: Слон ходит тяжело и грузно, Котик – мягко и плавно, Козлик – весело и бодро, и т.д. Кроме того, одна и та же интонация произносится по-разному в зависимости от сюжетной ситуации. Например, «прыжки» Зайца исполняются легко и пружинисто в интонационном этюде «Медведь и Заяц веселятся», тихо и вкрадчиво в ситуации «Заяц боится».

Во второй главе (Раздел 2. «Тембровые диалоги») участниками сюжетных сцен являются звуковые образы музыкальных инструментов, оркестровые группы, тембры, шумовые музыкальные инструменты. Основой методических разработок этого раздела стали фольклорные мелодии и некоторые фрагменты музыкальных произведений, отобранные по принципу наличия в них интонаций тембровой этимологии. Герои-персонажи - «Оркестранты» исполняют свои реплики в диалогах, опираясь на характерные интонации инструментального происхождения, что дает возможность воплощения вполне конкретных сюжетов и образов. Таким примером может служить музыкальный диалог «Две трубы» (с. 30). В фольклорной мелодии содержится ключевая интонация «фанфары», повторяющаяся несколько раз. Разделение мелодии на реплики позволяет создать интонационный этюд, участниками которого становятся «два трубача». На основе «Экосеза» Л. Бетховена разрабатывается интонационный этюд, который содержит две ключевые интонации: «трезвучный роговый сигнал» и «знак свирели» (с. 38). Участники диалога исполняют реплики на фортепиано, имитируя с его помощью образы музыкальных инструментов.

В третьей главе (Раздел 3. «Веселые партитуры») описана методика работы в условиях создаваемой учителем проблемной ситуации «Я - композитор», которая направлена на формирование у детей навыков переинтонирования первичного музыкального текста и создание партитур – простейших аранжировок, обработок, переложений. В этом разделе также описана методика решения элементарных творческих задач по композиции. Задания нацелены на освоение различных приемов преобразования текста: регистровки, дублировки, инверсии – вертикальной, горизонтальной и ладовой. Важность изучения подобных приемов заключается в осознании применения их в связи с поставленной художественной задачей. Так, например, в интонационном этюде «Гномы и Великаны» (с. 43) с помощью приема регистровки простая одноголосная мелодия фольклорного происхождения превращается в выразительную фортепианную пьесу. Или, например, использование приема горизонтальной инверсии дает яркий художественный эффект комбинирования мотивов: такты словно «музыкальные кубики» исполняются в разном порядке и превращаются в новую мелодию - интонационный этюд «Кубики» (с. 47).

В музыкальном тексте, помимо явных ключевых интонаций, большое значение имеет расшифровка интонаций, которые скрыты в различных слоях фактуры. Примером может служить интонационный этюд «Колыбельная»   (с. 49), созданная на основе русской народной песни. Учащимся предлагается определить крайние звуки мелодии и составить из них интервал (квинту), который становится основой аккомпанемента к мелодии. Кроме того, особому колориту звучания «Колыбельной» способствует использование приема вертикальной инверсии (перенесение аккомпанемента в противоположный регистр).

Во всех трех главах (разделах) сюжетные действия, воплощенные в диалогах-этюдах и разработанные на интонационной основе, описаны в разделе «Порядок игровых действий».

К одной из важных творческих и дидактических задач относятся письменные задания, формирующие умение изложить на музыкальном языке увиденное и услышанное. Они подчинены задаче обучения перевода устной музыкальной речи в грамматику нотного текста.

Письменные задания применяются в трех основных формах, отличающихся друг от друга: 1) выписать 2) переписать 3) записать. Упражнение выписать направлено на формирование навыка поиска в нотном тексте ключевых интонаций и определения (расшифровки) их значений (например, интонации «фанфары», «притопа» и т.д.). Задание переписать ориентировано на умение находить смысловые границы текста и грамотно оформлять их в записи (например, переписать в тетрадь реплику трубача, партию валторниста и т.д.). Действия записать формирует навыки письменного оформления устной музыкальной речи в условиях партитурной записи, где каждый герой или участник сцены приобретает свою ключевую интонацию и реплику, то есть определенную роль в партитуре (партию). Например, требуется записать прозвучавший в ансамбле дуэт, трио и т.д. Запись смысловой партитуры необходима для осознания синхронности звучания реплик всех героев, которые могут вступать в диалог как одновременно (вертикально), так и по очереди (горизонтально).

Заданные мелодии варьируются и переинтонируются, благодаря постоянной смене исполнительского состава, что необходимым образом диктуется сюжетом и развитием действия. В исполнении на сюжетно-образной основе участвуют: солисты, хор, шумовые музыкальные инструменты и фортепиано, выполняющее функцию звучащего оркестра. Воспроизведение звуковой палитры образов предметного мира, выражения чувств и настроений героев возможно путем имитации их на фортепиано. Параллельно происходит освоение некоторых навыков исполнения – таких, как владение артикуляцией, фонизмом, клавишной природой звука, развитие тембрового слуха. Использование фортепиано на уроках сольфеджио позволяет установить межпредметную связь в освоении законов смысловой организации музыкального текста.

Данное пособие может быть использовано как на уроках сольфеджио, так и в курсе фортепиано, а также в предметах «Импровизация» и «Композиция» в ДМШ на начальном этапе обучения.



* Научный термин «интонационная лексика» в ряде изданий Лаборатории музыкальной семантики заменяется адаптированным к детскому восприятию понятием «ключевая интонация».

 

* В настоящей дипломной работе представлена разработка театрального, тембрового, динамического, пластического музыкальных диалогов.

 

Copyright © 2010-2017 Лаборатория музыкальной семантики
Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 14, комн. 1-26

Телефон: +7 (347) 272-49-05

E-mail: lab234nt@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz