ЛАБОРАТОРИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ
официальный сайт

THE LABORATORY
OF MUSICAL SEMANTICS
official website


Главная
О Лаборатории
Научная школа
Библиотека
Наши партнёры
Награды и достижения
О нас пишут




Российский журнал 
"Проблемы музыкальной науки" 

(входит в Перечень журналов,
рецензируемых ВАК)


Сайт журнала
http://journalpmn.com




Сайт "Креативное обучение в ДМШ"
creative-dmsh.ucoz.ru




Обратная связь

E-mail отправителя *:
Текст сообщения *:


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Практика показывает, что проникновение в тайны смысловой организации музыкального произведения в значительной степени помогает воспитывать культуру отношений юного исполнителя с музыкальным текстом.

Чтение нотного текста лишь отчасти способно привести юного исполнителя к пониманию смысловой логики сочинения. Этот путь, к тому же, весьма тернист и сложен, однако целью его в конечном итоге оказывается все то же знание правил грамматики и синтаксиса музыкальной композиции. При этом методически грамотное обнаружение связи звука со смыслом, а темы с музыкальным образом до сих пор остаются за пределами обучения, а следовательно, и музыкального сознания, на многие годы.

Вместе с тем, в любом тексте, даже очень простом – таком, как фольклорная мелодия, состоящая из 1, 2 или 3-х звуков, – присутствуют отдельные смысловые структуры, вызывающие у исполнителя (а затем и у слушателя) конкретные предметно-образные представления. Излишне доказывать педагогам-практикам, насколько важно научить обнаруживать и расшифровывать их в музыкальном тексте как можно раньше. Совершенно в иной артикуляции прозвучат тогда привычные мажорные трезвучия, обернувшиеся вдруг охотничьим сигналом или воинственной фанфарой, а малозначительные, на первый взгляд, абстрактные формулы “аккомпанемента” левой руки (I – V – I ) - “учтивым поклоном” кавалера. Многие привычные “второстепенные” детали текста в новом ракурсе их рассмотрения откроются новыми гранями смысла. Так, широко распространенный звукоряд басовой партии старинных клавирных танцев – V-IV-III-II-I – перестанет быть ничего не означающим грамматическим “голосом”, если расшифровать его в контексте «словаря эпохи». Это трагическая фигура catabasis, кочующая из текста в текст многих сарабанд и менуэтов барокко. Многочисленные “скучные” фигурации мелодий в старинных клавирных пьесах обретают статус сюжетных сцен музицирования в ситуациях ролевых игр, к примеру: «Я виртуоз», «Я играю на лютне» (органе флейте и     т. п.), или «Идет репетиция старинного оркестра». Малопонятные темы из “главных” и “побочных” партий сонат венских классиков, с их пресловутым "контрастом драматического и лирического", обретут образный статус в театральных диалогах или развернутых сюжетных сценах-поединках комических персонажей оперных героев.

Б. Асафьев называл музыку “искусством интонируемого смысла”, имея в виду постоянное присутствие подобных интонаций в текстах различной природы (как в фольклоре, так и в композиторском творчестве). Обнаружение и узнавание их (“общезначимых” и “общеупотребительных” - так именовал их Асафьев) помогает конкретизировать не только смысл различных деталей текста, но и поставленные педагогом исполнительские задачи.

Но всё это – в будущем. А сейчас перед нами - первые шаги на пути постижения содержательных структур музыкального текста. Начинаются они в предмете сольфеджио. В творческих заданиях в форме интонационного этюда в условиях ролевых игр и воображаемых ситуаций (“предлагаемых обстоятельствах”, по К. Станиславскому) дети незаметно освоят основы устной музыкальной речи, научатся простейшим правилам записи ключевых интонаций произведения.

В научной терминологии ключевые интонации носят другое название - “интонационная лексика”. Считается, что интонационный словарь эпох и стилей формируется путем накопления значительного числа “лексем”, кочующих из текста в текст с сохранением одних и тех же значений. Источниками их образования служит и сама практика музицирования, и внемузыкальные источники, которые органично  превращаются в компоненты композиторского текста. К последним относятся: слово, жест, пластика, движение, театр, живопись, литература и др. виды искусства. При этом имеется в виду вовсе не внешнее включение их в занятия музыкой (как это часто упрощенно понимается - движение под аккомпанемент рояля, чтение стихов или рисование на уроках), а образно-смысловое воплощение внемузыкального и их расшифровка в самих композиторских текстах. Умение находить ключевые интонации в тексте и работать с ними,  включая их в активную творческую деятельность, ведет в этой стадии обучения к овладению музыкально-интонационным словарем "бытующих" интонаций. В исполнительском активе и музыкальном сознании начинающих откладываются типичные обороты речевого, танцевально-пластического, сигнально-звукового происхождения, которые не только легко узнаются в тексте, но и формируют навыки варьирования, преобразования нотного текста, осмысленного интонирования и импровизации на сюжетно-образной основе.

Таким образом, в условиях ролевых игр через активную творческую деятельность учащиеся осваивают устную музыкальную речь – необходимые основы изучения музыкального языка, а также приобретают навыки нотной записи бытующих и мигрирующих в тексте интонационных формул.

Всё это требует не только последовательного, целенаправленного развития ученика, но и специальной методической подготовленности самого учителя.

Современной наукой доказано, что семантические представления обязательно должны присутствовать в обучении музыканта. Тем не менее, они формируются по большей части стихийно и реализуются в опыте на уровне интуиции. Подготовка к изданию и выпуск учебной литературы на основе семантического подхода могут существенно помочь ликвидировать этот серьезный пробел в образовательном процессе.

С целью адаптации практической семантики к учебному процессу и методической разработки образцов различных видов заданий и готовятся к выпуску наши издания.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено педагогом ДМШ № 3  г. Уфы Федоровой Л. И. на основе инновационных технологий, разработанных в Лаборатории музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств.

 

Шаймухаметова Л. Н.,
научный руководитель
Лаборатории музыкальной семантики
Уфимского гос. института искусств
доктор искусствоведения, профессор



Copyright © 2010-2017 Лаборатория музыкальной семантики
Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 14, комн. 1-26

Телефон: +7 (347) 272-49-05

E-mail: lab234nt@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz