ЛАБОРАТОРИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ
официальный сайт

THE LABORATORY
OF MUSICAL SEMANTICS
official website


Главная
О Лаборатории
Научная школа
Библиотека
Наши партнёры
Награды и достижения
О нас пишут




Российский журнал 
"Проблемы музыкальной науки" 

(входит в Перечень журналов,
рецензируемых ВАК)


Сайт журнала
http://journalpmn.ru




Сайт "Креативное обучение в ДМШ"
creative-dmsh.ucoz.ru




Обратная связь

E-mail отправителя *:
Текст сообщения *:


  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Одна из ведущих творческих дисциплин в музыкальной школе – сольфеджио.В рамках устоявшейся академической концепции предмет сольфеджио направлен на развитие музыкального слуха, изучение норм и правил грамматики музыкального языка. Он включает различные формы работы с учащимися: музыкальный диктант, слуховой анализ, сольфеджирование, выполнение творческих заданий. Однако большинство из них содержит узкограмматическую ориентацию, далекую от содержательных категорий текста.

В то же время, современные требования к уроку сольфеджио в ДМШ предполагают активную практическую деятельность по развитию мышления, следовательно, - музыкального языка и речи учащихся. Системный подход требует, помимо обязательного изучения фонетики, грамматики и синтаксиса, формирование семантических представлений. Результатом такого развития должно стать умение грамотно, самостоятельно и творчески активно взаимодействовать с музыкальным текстом не только в плане исполнительской деятельности, но и в направлении композиторского творчества. Это становится реальным при органичном использовании проблемных ситуаций и ролевых игр на основе межпредметных связей в применением семиотического подхода.

 Практика показывает, что проникновение в тайны смысловой организации музыкального произведения в значительной степени помогает воспитывать культуру творческого отношения юного исполнителя к музыкальному тексту, а также воспитывать элементарные навыки композиторского творчества. Чтение нотного текста лишь отчасти способно привести к пониманию смысловой логики сочинения. Этот путь, к тому же, весьма долог и сложен, и целью его в конечном итоге оказывается все то же знание правил нотной грамоты, норм построения грамматики языка. Однако методически грамотное обнаружение связи звука со смыслом, а темы с музыкальным образом остаются за пределами обучения, следовательно, и музыкального сознания, на многие годы.

Вместе с тем, в любом тексте, даже очень простом – таком, как фольклорная мелодия, состоящая из одного, двух или трех звуков, - присутствуют особые смысловые структуры, вызывающие у исполнителя (слушателя) конкретные предметно-образные представления. Привычные мажорные трезвучия, обернувшиеся конкретными значениями - охотничьих сигналов или воинственных фанфар, зазвучат на образно-интонационной основе более осмысленно и выразительно. Многие привычные технические и «второстепенные» детали текста в новом ракурсе их рассмотрения откроются новыми гранями смысла...



 Программа является чакстью УМК (учебно-методического комплекта) :
1). "Музыкальный букварь"
2) "Учимся по "Букварю". Методические рекомендации

(см. подробнее)

 

 

Copyright © 2010-2024 Шаймухаметова Людмила Николаевна
E-mail: lab234nt@yandex.ru